Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Тициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Потерянное монументальное искусство

Представляем несколько отрывков из мемуаров Екатерины Сергеевны Зерновой (1900 - 1995), советской художницы, работавшей во множестве различных жанров, техник и направлений. Монументальные работы Зерновой украсили различные здания и сооружения, преимущественно общественного назначения. Но найти какие-либо свидетельства того, что монументальное творческое наследие, описанное в главах ниже, сохранилась, не удалось. Разрушение идеалогий и государств влечёт за собой и потери в искусстве, в том числе потери буквальные и невозвратные.

«Восстание сипаев» для музея Маркса и Энгельса в Москве

Комиссия по распределению заказов Комбината декоративно-оформительского искусства (КДОИ) предложила художнику Алексею Штейману выполнить панно на тему «Восстание сипаев» для Музея Маркса и Энгельса в Москве. Я откровенно призналась Штейману: «Как бы мне хотелось получить такой заказ, я ведь недавно побывала в Индии». И мы договорились: я делаю эскиз, а картон и панно в материале выполняем совместно. Эскиз приходилось согласовывать и с архитектором, и с оформителем, отвечающим за общее решение музейной экспозиции в старинном особняке, интерьеры которого частично перестраивались.

У меня стоял перед глазами Махабалапурам. Там на скале на берегу океана были высечены горельефы слонов, идущих друг за другом. Я представила себе, что можно сделать всю картинную плоскость подобием скалы, а на ней развернуть рельефное изображение в два цвета в технике сграффито. Эскиз понравился и архитектору и оформителю. Картон делали мы со Штейманом в моей мастерской. Для главной фигуры я брала натурщика, но потом все рисовала от себя.

У меня было много зарисовок, сделанных в Индии. Сипаи, то есть индусские солдаты, состоявшие на английской службе, набирались главным образом из сикхов — касты воинов. Как и сто лет назад, они так же повязывают чалму, так же укладывают волнистыми прядями бороду. Я часто встречала сикхов и видела в музее в Дели рисунки военных эпизодов с их участием. Видела там их форму, оружие и пушки. Так что материала и энтузиазма у меня было достаточно. Боюсь только, что не удалась центральная символическая фигура индуса, сбрасывающего вековой гнет. Военные эпизоды с воинами, сидящими на слонах и верблюдах, получились живее и выразительней.

Исполнением панно руководил Алексей Георгиевич: он знал технику сграффито лучше меня. Глядя сейчас на «Восстание сипасв», думаю, что я не смогла выразить все свое сочувствие к трагическим событиям в истории народа Индии, а я хотела именно этого. Фоторепродукция «Восстание сипаев» экспонировалась на выставке «Советскому монументальному искусству 50 лет» в апреле 1968 года.

Занавес для дворца культуры в Новочеркасске

В 1966 году архитектор А. Лившиц оформлял интерьер Дворца культуры в Новочеркасске. Он предложил мне написать занавес для сцены размером 7Х14 метров, материал — холст и темпера. Холст будет натянут на жесткую раму и вместе с ней опускаться с колосников на сцену. Обязателен портрет В. И. Ленина. Фоном послужили развевающиеся знамена, характерные для нашего времени по символике и надписям.

В Музее Революции я зарисовала знамена, говорящие о разных периодах в жизни Советского государства. Складки попробовала сформировать так, как меня когда-то инструктировал Ю. Пименов. Он советовал сделать флаг небольшого размера, сантиметров 10 или 15, точный в рисунке и со всеми деталями, прикрепить его к маленькому древку и окунуть в крепкий клейстер. Пока флаг еще мокрый, натянуть его с помощью одной или двух нитей и проверить складки. Когда клейстер высохнет, складки закрепятся; флаг можно искусственно осветить и рисовать его в любом повороте и ракурсе. Так я изготовила набор флагов и веселилась, придавая им фантастические позиции.

Эскиз был утвержден, и за картон мы принялись уже втроем: Г. Дервиз, A. Штейман и я. Самую главную часть композиции — рисунок головы Ленина — поручила Дервизу, который уже рисовал портреты Владимира Ильича. Рисунок в нашем случае был черно-белый на красном фоне. В основание его была взята скульптура Андреева. У меня был отличный слепок, сделанный когда-то в МИПИДИ. Гриша Дервиз отлично справился с заданием, хотя голова была более двух метров по высоте.

После утверждения картонов мы растянули на полу комбината холст, загрунтовали его и принялись за живопись. Предварительно мне пришлось походить по магазинам химических реактивов. Эскиз предполагал разные оттенки красного цвета, а в темпере их немного. В химических магазинах мне удалось найти ни на что не похожий светлый и сильный красный цвет холодного оттенка. Эта краска хорошо окрашивала шерсть и шелк, но не держалась на хлопковой или джутовой нити. Наш грунт содержал желатин и, очевидно, поэтому краска легла на холст прочно. В общем мы обогатили палитру, хотя это нововведение (родамин) не всем нравилось.

Писали с утра до ночи дружно и весело, широкими кистями, разводя самую настоящую живопись в пределах красного и золотого, то есть охристого. Была, конечно, разница в почерке, но при таких масштабах это не имело значения. Дервиз и Штейман писали более графично, я придавала больше значения пятну. Занавес был своевременно кончен, сдан и повешен на свое место среди кулис Дворца культуры Новочеркасска.

Сграффито «Победа»

К предстоящей весной 1970 года выставке, которая должна была отметить 25-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, я хотела сделать большую вещь в материале, чтобы по мере своих сил отметить эту дату. Я долго трудилась над эскизом. Выпросила в КДОИ рабочую площадь, и довольно скоро с помощью штукатура А. Щеброва пятнадцать плит были готовы.

Екатерина Зернова в мастерской КДОИ
Екатерина Зернова в мастерской КДОИ

Выставка предполагалась на Кузнецком, 11. Доставленные туда плиты я прислонила к стене в коридоре. Сграффито (ЗХ6 метров) было решено в четыре интенсивных цвета: белый, красный, охра и иссиня-черный. Центр составляла фигура моряка, фланкированная слева пехотинцем и справа летчиком в синем комбинезоне. Они предельно широко шагают как бы по ковру из цветов. Вокруг моих героев сыплются листки со словами «мир» и «победа». Мне казалось, что в этой вещи нет особенных эстетических находок, зато есть энтузиазм и шум победы.

По несчастной случайности, я здесь же, в выставочном зале, споткнулась, растянула сухожилие на ноге. Использовав обрезок доски вместо палки, доковыляла до такси и добралась до дачи, где жила моя семья. Когда через неделю вернулась, выставка была открыта, но мои плиты стояли в коридоре по-прежнему.

И все же «Победа» попала на выставку — на сей раз устроенную по поводу моего 70-летия и 50-летия творческой деятельности. Там, на Беговой, было до двухсот работ, экспонированных с апреля до 15 июля 1970 года. Я очень благодарна товарищам по секции, задумавшим и осуществившим эту выставку. Много времени и труда потратил на нее Г. Дервиз. Он помогал мне отбирать вещи, выбирал оформление. Он снимал со стеллажей в моей мастерской сотни работ, сравнивал их, составлял опись всех вещей, предназначенных для экспозиции. Он пересмотрел сотни акварелей, темпер, эскизов и фотографий. Из всего этого нагромождения в конце концов получилась ретроспективная выставка, занявшая три зала.

Творческий вечер открыл Б. Тальберг от имени монументальной секции. Очень доброжелательный доклад сделала И. Воейкова. Потом говорили все, кто хотел, в том числе и бывшие студенты МИПИДИ. Валя Брумберг рассказала о наших гимназических временах. Читали приветственные телеграммы. У меня осталось очень теплое чувство от этого вечера. Домой привезла так много цветов, что они еле поместились в ванне. От секции я получила в подарок молоток для колки смальты с гравированной надписью.

Выступивший на этом вечере представитель Советской Армии поблагодарил меня за подарок военному клубу: сграффито «Победа» перевезли и установили в Московском областном Доме офицеров.

Публикуется по изданию:
Е.С.Зернова. Воспоминания монументалиста. Москва, «Советский художник», 1985.


Поделиться:  


 →  Главная  →  Культурные традиции  →  Советское искусство  →  Потерянное монументальное искусство
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2016. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта