Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Тициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Альбер Марке

Жизнь и искусство дают нам немало примеров, когда глубокое содержание облекается в доступную форму. И нередко внешняя ясность принимается за простоту, если не упрощенность. Творчество Альбера Марке (1875-1947) многим казалось далеким от «злобы дня», жгучих проблем мятущегося ХХ века. Но пейзажи Марке не теряют обаяния. Проведя перед ними некоторое время, начинаешь смотреть вокруг глазами художника более пристально, доброжелательно, восприняв способность видеть мир прекрасным и гармоничным.

Проблемы выбора профессии для Марке не существовало. Художественное образование он получил в парижской Школе декоративных искусств, где провел пять лет, подружился с Анри Матиссом, и оба, выдержав конкурс, поступили в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро. Марке навсегда сохранил теплые чувства к учителю, соединившему культ профессионализма с широтой взглядов. Особенно близки были ему мысли Моро об опасности увлечения модой, погони за успехом «Положитесь на время, которое все рассудит. Если то, что я сделал, ничего не стоит, мои работы исчезнут, как мертвые листья под осенним ветром, независимо от того, что о них говорят». Существенным фактором в системе Моро было копирование в Лувре. Марке изучает Пуссена, Веронезе, Тициана, Веласкеса, Шардена, Лоррена, знакомясь с различными художественными традициями.

На пути к творческому самоопределению Марке предстояло пройти испытание фовизмом. Название «фовизм» произошло от французского «fauve» дикие звери,— так один из критиков отозвался о работах Марке и его друзей А. Матисса, А. Мангена, Ж. Руо, Ш. Камуэна, а также М. Вламинка, А. Дерена, выставленных в Осеннем салоне 1905 года «Вырвать живопись из дремотного состояния», «искать решения всех проблем в ящике с красками», преобразовать реальность, подчиняясь интуиции, добиваясь выразительности любой ценой к этому стремились молодые художники. Яркость и условность цвета, широта письма сближает Марке с фовистами. Но если для Вламинка или Дерена тех лет фовизм был сутью их мировоззрения, то Марке так и не стал до конца приверженцем этого направления.

А.Марке. Регата в Фекане.
А.Марке. Регата в Фекане.
Масло. 1906

Характерна в этом отношении «Регата в Фекане». Несомненна ее колористическая фовистская приподнятость, но столь же очевиден и недоступный фовистам лирический настрой. Есть здесь легкая грусть и взволнованная просветленность, возникающая перед бесконечностью моря, есть пленительное ощущение свежести, как будто ветер, накренивший паруса лодок, коснулся и наших щек. В феврале 1907 года на стене одного из домов на улице Фобур Сент-Оноре можно было увидеть афишу: «Галерея Дрюэ. С понедельника 11 по субботу 23 февраля выставка Альбера Марке». Большинство выставленных холстов составляли парижские пейзажи, которые сделали мастера знаменитым.

Перед нами город, но это и царство природы, окрашивающее жизнь в светлый, чуть праздничный тон. В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Кажется, они проделывают свой каждодневный путь по набережной с такой же точностью, как и движущееся над городом солнце. Их фигурки наполняют пейзажи легким утренним шумом, ритмы, которыми живут природа и человек, сливаются в едином потоке городской жизни.

Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Иногда он выглядит подчеркнуто конкретным, иногда, подобно миражу, вырастает из воды, тумана и c»era, приобретая символическое звучание В сложном взаимодействии неповторимого и универсального завязывается сюжетно-образное решение парижских пейзажей. В «Солнце над Парижем», в работах «Вид Лувра», «Новый мост. Снег», «Новый мост, освещенный солнцем» и многих других холстах 1906-1907 годов оформляется своеобразная композиционная схема. Отклоняясь от оптически верной перспективы, соединяя два ракурса прямо и вниз, художник получает возможность, показав город внимательно, с брейгелевский повествовательностью, уделить внимание также воздушной среде, красоте и величию неба. Остается где-то внизу шум города. Цоканье копыт перекликается со звоном конок, фырканьем автобусов, и все эти звуки растворяются в голубом пространстве, наполняющем пейзаж, уходят ввысь.

А.Марке. Дождливый день в Париже. Нотр-Дам.
А.Марке. Дождливый день в Париже. Нотр-Дам.
Масло. 1910. 81 х 65

Классическим примером его пространственной концепции может служить «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам». Линии набережных усиливают движение взгляда в глубину: как бы проскальзывают сквозь передний план, воспринимая его как вступление. Смысловой и композиционный центр Нотр-Дам, приземистой темной массой возникающий из сероватой мглы,— находится на заднем плане. Наталкиваясь на него, взгляд некоторое время блуждает в поисках выхода, удлиняя паузу, и лишь затем начинается медленное обратное движение возвращение к поверхности холста Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. От фигур на дальнем берегу Сены, подчиняясь ритму, заданному художником, внимание переключается на темное пятнышко человека, идущего против ветра к Малому мосту. Две фигуры на углу подхватывают эстафету и направляют движение вправо через мост, вслед за проезжающим экипажем. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Восприятие художественного произведения осуществляется одновременно по простой и сложной траектории, и достигается завершенность мира картины.

А.Марке. Везувий
А.Марке. Везувий.

С 1908 года Марке начинает путешествовать. Тихий, безветренный день встречает нас в «Везувии». Лучи, скользящие по воде, делают море молочным, непрозрачным, светящимся. Везувий как облако возникает на горизонте и растворяется в небе. В «Неаполе» показан ослепительно ясный полдень. В природе только два цвета голубой и белый. Голубое до синевы небо, растворенные в мареве летнего воздуха дали, голубая вода. Она мерцает и плещется, а в ней отражаются белые облака, то похожие на снежные горы, то стремительные и разорванные Бесшумно проносятся лодки, плывут барки, и динамичный силуэт Везувия плывет вместе с ними. Мы знаем море, написанное Лорреном и Каналетто, Коро и Буденом, Курбе и Моне. И иной раз кажется, что поиски этих художников были подступами к тому, что открылось только Марке, вобравшему в себя и достижения его предшественников-маринистов, и человеческую мечту о просторе, воздухе, свете.

Годы второй мировой войны Марке – последовательный антифашист – провел в Алжире. Он занесен в черные списки как представитель протестующей французской интеллигенции. Его жена вспоминала: «Когда мы говорили о жизни, которую опять поведем в Париже, то, хотя она в общем и представлялась ему как продолжение прежней, все же он знал, что не будет больше держаться в стороне: «Теперь я буду голосовать! Я знаю, чему надо говорить «нет», и знаю, что каждый из нас обязан это делать» В последние годы парижской жизни Марке много болеет, почти не встает с постели. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». В начале 1947 года он переносит операцию, но буквально через неделю неожиданно встает, подтаскивает мольберт к окну и начинает писать. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с упоением, как прежде. Затем сам убирает краски, чистит палитру, моет кисти, «хорошо, если бы завтра снова шел снег, надо успеть закончить».

А.Марке. Солнце над Парижем
А.Марке. Солнце над Парижем.
Масло. 1906. 65 х 89

...Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Этот город, этот мост, такой огромный и такой неуклюжий, пушистые и немного беспомощные деревья, грузовики и автобусы, напоминающие медлительных божьих коровок, в них есть что-'то мягкое и таинственное. Нет здесь ни камня набережных, ни железа опор, ни фонарей, нет грохота, наполняющего горожанина обычным беспокойством. Неподвижная Сена, словно застывшая во сне, отсвечивает блеклым зеленым цветом, изгибается в неясных очертаниях. Так прекрасен и загадочен один-единственный город на свете, город, существовавший и не существовавший на самом деле, рожденный в душе человека, неказистого и забавного, но хранящего утонченность чувства, доброту и поэзию в душе Альбера Марке. Это его Париж; его он написал последним в своей жизни, и в нем сохранился, дошел до нас живой образ художника.

Н. Леняшина, кандидат искусствоведения


Статья подготовлена при участии портала «Семь золотых рыбок». Портал посвящён обширной социально-общественной и культурно-исторической тематике, в том числе архитектуре и изобразительному искусству. Различные аспекты творчества рассматриваются с точки зрения начинающих любителей, состоявшихся мастеров и профессиональных искусствоведов.



Поделиться:  


 →  Главная  →  История искусств  →  Альбер Марке
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2016. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта