![]() |
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
![]() | |||
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Общество станковистов: взгляд в будущееОбщество художников - станковистов (ОСТ), возникшее в 1924 году в Москве и устроившее в следующем году первую выставку, дало путевку в жизнь целой плеяде выдающихся советских художников. Среди них — А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильямс, А. Тышлер... Казалось, время существования остовской организации, объединившей в плодотворном содружестве замечательных мастеров, открывшей им дорогу к большому творчеству, будет причислено к лучшим страницам истории отечественного искусства. Тем не менее, судьбу художественного наследия объединения следовало бы уподобить извилистой реке, столь резки были повороты критики от восторженных оценок до огульного осуждения.
Примечательна общность в претензиях критиков, отстоящих друг от друга порой на десятки лет. Впервые они сформулированы известным противником станкового искусства 1920-х годов Б. Арватовым в рецензии на первую выставку ОСТа 1925 года. «Картины,— писал он,— несмотря на демонстративность названия выставки, сделаны в плакатной манере. Желая, несмотря на явную нелепость цели, создать что-то новое внутри станковой живописи, все остовцы уперлись либо в плакат, либо в рекламу, либо в вывеску. Их вещи следовало бы вывешивать на улицах, в вестибюлях общественных организаций, иллюстрировать ими специальные печатные издания, но, как и станковые, они бессмысленны; с их крупными формами, двумя-тремя основными композиционными элементами, с подчеркнутым разрешением цвета, с плоскостной и «твердой» трактовкой плоскости». Однако и в высказываниях ведущих членов Общества станковистов можно встретить немало критических суждений. Например, Александр Дейнека, чьи произведения 1920-х годов воспринимаются своего рода визитной карточкой ОСТа, объяснял свой выход из этой организации в 1928 году именно тем, что разошелся с его руководителями «в вопросах о роли производственных искусств».
Тем из современных зрителей, кто привык к музейно-выставочным формам бытования искусства и считает их единственно возможными, будет трудно уяснить причину столь, казалось бы, ясных противоречий, когда один из лидеров Общества станковистов вдруг чуть ли не отказывает станковизму в праве на существование. Но стоит хотя бы немного познакомиться с центральными проблемами культуры первого послереволюционного десятилетия, как метания мастера не покажутся непоследовательными. Никогда еще вопрос о жизни и смерти станкового искусства, и в первую очередь живописи, не стоял так остро. Картина была вынуждена и словом, и делом доказать право на существование в коренным образом изменившихся условиях, свою необходимость для дела революции, для нового строя. У противников-антистанковистов были основания отказывать ей в этом праве, сводящиеся к тому, что главная цель художника не отражение мира в красочных иллюзиях, а «жизнестроение», создание полезных для трудового народа вещей. «От картины к ситцу», «От мольберта к машине», «Художник — на производство!» — вот лишь некоторые характерные лозунги производственников той поры. Одной из первых творческих организаций, изменивших общественное отношение к живописи в положительную сторону, явилась Ассоциация художников революционной России (АХРР), созданная в 1922 году как бы в ответ на слова наркома просвещения А. В. Луначарского о необходимости появления «идеологического искусства», способного отразить великие события современности. Вопреки заявлениям членов Ассоциации путь «от документализации, от сюжета и иллюстративности к содержанию, к новой тематике, к социальной картине, к нащупыванию стиля героического реализма» так и не был ими пройден. Значительно ближе к решению этих задач оказались именно остовцы. Они никогда не ломали голову над насмешливым вопросом В. Маяковского, обращенным к ахрровцам: «Надо ли рисовать портрет лошади Буденного?» Остовцы интересовались не просто новым, а имеющим выход в будущее, не только тем, что светило им сегодня, но и тем, что воссияет завтра.
Воспевая приход лучшего будущего, художники нередко забегали вперед, представляя окружающую жизнь уже как сбывшийся идеал, стараясь не замечать «обломков старого мира». Об этом свидетельствуют сами названия произведений. В них сказывалось страстное желание быть верным принципу-лозунгу: «Время — вперед!», избегая всего отжившего и отживающего, напоминающего о дореволюционном прошлом, ослабляющего ощущение новизны и романтики преобразования жизни. «На наших глазах,— вспоминал Ю. Пименов,— происходила борьба старых и новых вещей. Появление в обиходе советских граждан ботинок на толстой подошве, теннисных туфель, строительство нового дома, установка телефона в квартире были для нас событиями исторического в своем роде значения». Таким образом, остовское начиналось уже с ответа на вопрос: «Что изображать?» Классическим примером «как» изображать является картина А. Дейнеки «Текстильщицы», где автор стремится показать не столько отдельные черты обновленной действительности, а представить частное как элемент уже полностью изменившейся жизни, в которой новым пронизано все и не может быть места старому. Названная картина составлена исключительно из индустриальных мотивов, которые стали почти иконографическими в творчестве Дейнеки и ряда остовцев его круга. Это ажурные конструкции цехов, разные технические приспособления и машины, которые подчинены воле и энтузиазму, трудовому порыву рабочего человека.
Художник как бы разделяет действительность на части и, выбирая лишь новое, здоровое и жизнеспособное, строит образ, убеждающий в необратимости навступления нового мира, агитирующий за него. Многие остовцы не просто стремились найти явление, отражавшее увлекшую их идею, и достоверно изобразить его, а строили необходимый им сюжет. Поэтому остовская картина, рисунок — это обычно монтаж, где рама и плоскость холста используются как своеобразные несущие конструкции, на которых как бы монтируются изобразительные элементы. Монтаж в практике членов ОСТа не сводился к чистому приему. Он — неизбежное следствие опережающего взгляда на жизнь, стремление предугадать и воплотить завтрашний день, или, говоря словами Маяковского, славить, «несмотря на тяжесть пути, на тяжелые контрасты нэпа... радость жизни, веселье труднейшего марша к коммунизму».
Монтаж как раз и давал остовцам свободу передвижения во времени, в обращении с вещами и явлениями. Монтажный принцип построения образа современности отмечает работы представителей и не столь жестко индустриального, а более лирического и живописного течения внутри Общества станковистов, в том числе С. Лучишкина и А. Лабаса. А. Сидоров
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
![]() |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|