Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Тициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Мозаика «Оборона Севастополя»

Отрывок из воспоминаний Екатерины Зерновой, советской художницы, автора монументальных работ в различных техниках, в том числе мозаичных панно.

В начале шестидесятых годов архитектор Андреев запроектировал в Москве Севастопольский бульвар. Он предполагал создать довольно протяженный искусственный водоем и вдоль него поставить стенку, на которой с одной стороны были бы изображены эпизоды обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны, а с другой стороны — оборона 1856 года.

Узнав о таком проекте, я пошла к архитектору и получила от него чертеж, где были показаны и водоем и стенка для предполагаемой мозаики, которая будет отражаться в воде. Мне казалось, что это будет очень красиво, и я принялась за эскизы. Их получилось очень много, больших и маленьких. В течение четырех лет у меня теплилась надежда: может быть, я не напрасно стараюсь — воздвигаю причудливые руины, строю фрагменты севастопольских зданий, применяю и очень высокий и очень низкий горизонт. Так как длина стенки во много раз превосходила высоту, мне пришла идея распластать фигуру матроса с пулеметом параллельно картинной плоскости первым планом. Если бы сделать мозаику с такой лежащей фигурой метров пяти — как это было бы замечательно! Но с течением времени стало ясно, что в Москве на улице, названной Севастопольским бульваром, не будет ни водоема, ни стелы, ни мозаики.

И все же хотя бы фрагмент из этой громадной композиции мне удалось осуществить к выставке, посвященной 50-летию Октября. Из общей композиции я выбрала кусок, где матрос бросает гранату, а рядом с ним, среди руин, стоит памятник адмиралу П. С. Нахимову. Размер фрагмента 3 х 3,5 метра. После закрытия выставки мозаичные плиты свезли на склад КДОИ. Там рядом с другими мозаиками мой «матрос» пролежал года два.

Затем нашелся потребитель: начальник пионерского клуба «Севастополь» — энергичный молодой военмор в отставке (он пережил потопление подводной лодки). Он приводил в порядок помещение клуба на ул. Павла Корчагина и искал подходящую по теме работу для большого зала. Увидев фотографию мозаики, он ее одобрил и на другой день приехал на грузовике с очень деятельными подростками. Они мигом извлекли из бурьяна и мусора мозаичные плиты, погрузили их и уехали, пригласив меня в гости. Я пришла и с удовольствием смотрела, как удачно выглядит панно на фасадной стене большого зала. Других панно или картин в этом помещении не было. А в соседних были таблицы, чертежи и макеты, относящиеся к морскому делу. Клуб имел свое парусное судно, на котором юные мореходы летом плавали. И обстановка и ребята мне очень понравились.

Но моя радость была относительно кратковременной. Через четыре года мне сообщили из КДОИ, что меня разыскивает начальник пионерского клуба. Адрес совпадал с клубом «Севастополь», но фамилия начальника была уже другая. Оказалось, что клуб переменил свою специальность. Здесь растили теперь не моряков, а летчиков. Новый начальник клуба пригласил меня для переговоров. Разговор состоялся, но такой странный, что я не сразу поверила в его серьезность. Начальник спросил, не могу ли я переделать мозаику так, чтобы она говорила не о Севастополе, моряках и флоте, а о летчиках и самолетах. Не знаю, как в его представлении выглядела такая переделка. Мне же пришлось объяснить патриоту авиации, почему нельзя переделывать мозаику. На этом кончились наши переговоры. На улицу Павла Корчагина меня больше не вызывали.


Публикуется по изданию:
Е.С.Зернова. Воспоминания монументалиста. Москва, «Советский художник», 1985.


Познакомится с искусством мозаики можно на сайте Мозаика - материалы и технологии. Сайт представляет собой популярный ресурс, рассматривающий мозаику и как высокое искусство, известное с древнейших времен, и как детское развлечение, и как хобби для творческих людей со здоровым чувством юмора.

Поделиться:  


 →  Главная  →  Культурные традиции  →  Советское искусство  →  Мозаика «Оборона Севастополя»
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2016. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта