Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Неформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниИмя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Тициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеАльбер МаркеЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламТрапеза под открытым небом ТосканыБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеПрекрасные флоксыОформление бордюра ирисами и примуламиCадовые скамейкиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Мастера русского искусства. Историческая живопись Сергея Иванова

Что такое историческая тема для Сергея Иванова? Об этом говорят его собственные слова: «Картину мою, вероятно, не примут ни на одну выставку, но что же мне делать? Буду писать, а там поверну ее к стене... Такая, значит, судьба – не могу писать милых сценок и сентиментальных картин. Будем голодать, если придется, а пока... пишу то, что по душе». Речь здесь идет о картине «Смута».

В 1897 году молодой живописец, автор известных произведений на бытовые сюжеты, погрузился в изучение прошлого. Этому важному рубежу в жизни художника, с детства интересовавшегося историей, предшествовала длительная работа в архивах, внимательное чтение различных источников. В Эрмитаже он зарисовывал древнерусское оружие, стремился получить в Академии художеств право «снятия с натуры остатков старины, зданий, утвари». Уехав в Зарайск и сняв для работы квартиру, приступил к написанию первой своей значительной исторической картины.

Она была посвящена одной из драматических страниц истории России конца XVI — начала XVII века Смутному времени. Художник стремился передать народное восстание, ненависть русских людей к предателю национальных интересов Лжедмитрию. У нас есть возможность проследить историю создания этого полотна, опираясь на письма самого художника.

«Сегодня,— писал он,— начал красками и начал, кажется, удачно... Но пространства приходится замазывать громадные — несколько отходя, чтобы видеть что-либо общее. Кажется, дело пойдет?..» Но «дело» не пошло. Работа над холстом требовала уточнения исторических деталей, дополнительных эскизов, сбора натурного материала. Перипетии создания картины отражены в следующей записи: «У меня время раздумья – хочется взять холст больше и больше на целый аршин. А, каково? Все это время писал этюды, а картина была закрыта, и вот теперь, увидев ее, прихожу к тому, что она коротка, всего, что хотелось бы, в ней не уместить. Прав Суриков, меняя холсты».

«Смута», как и некоторые другие ранние исторические полотна, была выполнена в тот период, когда художник выставлялся на передвижных выставках. На выборе тем, их раскрытии лежала печать передвижнической социальной заостренности. Главным предметом внимания мастера оказывается народ.

С. Иванов. Смута
С. Иванов. Смута.
Масло. 1897. 140 х 177.
Санкт-Петербург, Музей-квартира И.Бродского.

В картине «По приговору веча» по новгородскому обычаю предают лютой казни провинившегося человека. Новгородцы сгрудились на мосту через незамерзающий Волхов. Дьяк дочитывает приговор, дюжие молодцы подхватили обреченного, который с ужасом смотрит на тревожно чернеющую воду. Еще миг — и его швырнут в стремнину. В основу построения композиции положена диагональ, обозначенная перилами моста. Из общего потока движения вырывается фигура преступника в белой рубахе.

Столь же трагична и «Смута» — толпа, уставшая от безвременья, набрасывается на труп. Таков итог авантюры Гришки Отрепьева, пытавшегося с помощью поляков получить московский престол. Видны только босые ноги с привязанными веревками, за которые волокут тело по уличной грязи. Художнику интересна не жертва, но сама человеческая масса-могучая, многоголосая. Это определяет композиционный прием, используемый Ивановым: ясное соотнесение планов уступает место фрагментарности. Укрупняются изображения, фигуры перекрывают друг друга, много случайных поз, движений, жестов. Людская масса показана в своей неупорядоченности. Передавая накал страстей, Иванов активно использует гиперболу и гротеск. Лица персонажей искажаются от гнева, отчаяния, злости.

В картине «Боярский возок» используется энергичный композиционный прием: через весь холст по диагонали разворачивается главное смысловое действие. Накренившаяся повозка движется по зимней дороге. Господство белого цвета передает очарование русской зимы с ее стужей, занесенными снегом полями. Казалось бы, беспорядочно разбросаны фигуры людей в старинных кафтанах, неуклюже проваливающихся в сугробы. И зритель забывает, что эта сцена выдумана художником; кажется, будто картина целиком увидена автором в натуре.

С. Иванов. Боярский возок
С. Иванов. Боярский возок.
Масло. 1908. 65 х 82
Саратовский художественный музей.

В 1900-х годах художник наряду с новыми историческими станковыми полотнами создает работы для курсов истории, выпускавшихся в издательстве И. Н. Кнебеля. В нашу пору скудости и догматизма в преподавании такого предмета, как история, трудно представить, что великолепное произведение полиграфического искусства-«Картины по русской истории», изданные Кнебелем, было лишь учебным пособием. Но с какой силой они пробуждали интерес к истории в юных душах! Меняется образный строй композиций. Повествование об отечественной истории становится опоэтизированным, красочным. Мастер хочет обогатить эмоциональный мир читателя: его привлекает узорочье деталей, декоративность одежды. Он стремится передать каждое цветовое пятно сильнее, используя в полной мере выразительность линии, контура, силуэта, но не cводя изображение к полскостной стилизации.

С. Иванов. Язычество и христианство
С. Иванов. Язычество и христианство.
Масло. 1909. 60 х 82.
Симферопольская картинная галерея.

Часть молодых художников (в их числе и С. Иванов) чувствовали себя неуютно в Товариществе передвижников. Их не устраивали и организационные принципы, и многое в теоретических установках. Свое понимание задач искусства привело Иванова к конфликту с передвижничеством. Единомышленников он нашел в «Союзе русских художников», стал одним из его учредителей. Войдя в «Союз», Иванов, однако, сохранил своеобразие творческой позиции, с самого начала проявив себя художником социальных конфликтов. Известнейшая его работа «В дороге. Смерть переселенца» (1889) была приобретена П. М. Третьяковым. Позднее мастер смело откликнулся на революционные события 1905-1907 годов. Тяготение к социальной проблематике наглядно проступает и в исторических полотнах — «Царь (XVI век)», «Суд в Московском государстве», «Баскаки», где изображается сбор дани ханскими наместниками.

Подспудно эта тенденция ощущается в картинах, находящихся на границе исторического и бытового жанров, как, например, «Приезд иностранцев (XVII век)». Наброски и эскизы к ней художник начал делать еще в 1890-е годы, а последний раз обратился к этой теме в работе «Немец» (1910), незадолго до своей кончины. В обрисовке московитян, то с испугом, то с насмешкой разглядывающих диковинного вида заморских гостей, присутствует юмористическое начало, но не только это заставило художника обратиться к подобному сюжету. Его волнует проблема столкновения различных укладов жизни, культур, мировоззрений. Размышляя о роли исторического жанра, Иванов писал, что «нация, не уважающая своего прошлого, и сама не может возбудить уважения». Именно народ оказывается главной движущей силой истории, ему, а не отдельным выдающимся личностям живописец посвящает свои картины. Другая важная черта его концепции — интерес к допетровской Руси, ее национальной специфике. В этом коренное расхождение художника с представителями «Мира искусства», создавшими пленительный образ ХVII века.

С. Иванов. Приезд иностранцев
С. Иванов. Приезд иностранцев. XVII век.
Масло. 1901. 151,5 х 232.
Государственная Третьяковская галерея.

Народ С. Иванов видел в двух ипостасях. Примерно в одно время написаны картины., посвященные Руси ХИ века: «Царь» и «Поход московитян». Однако если в последней персонажи показаны в удалом, мощном, неостановимом движении, то в первой народ представлен в рабском преклонении перед чванливым царем. За эту работу Иванова обвинили в оскорблении «русского народного чувства». Но можно обратиться к литературному прообразу картины — к «Песне о Потоке-богатыре» А. K. Толстого. В ней герой, олицетворяющий лучшие черты национального характера, из славных времен Киевской Руси переносится в Русь самодержавную и поражается, увидев на родной земле деспотические порядки:

Едет царь на коне в зипуне из парчи
А кругом с топорами идут палачи!
Его милость сбираются тешить.
Там кого-то pубить или вешать.
И во гневе за меч ухватился Поток.
— Что за хан на Руси своеволит?
Но вдруг слышит слова:
«То земной едет бог!
То отец наш казнить нас изволит!»

Истинное произведение искусства всегда многозначно. Это можно сказать и о самой камерной исторической работе С. Иванова «Семья» (варианты 1907 и 1910 годов) . Представляя зрителю ладную семью, шествующую по улице средневекового русского города, художник использовал излюбленный прием передачи фигур на светлом фоне. С одной стороны, есть оттенок иронии в живописании «величественного шествия» из бани, характеристике отдельных персонажей. Но любование натурой, деталями, активность колористического строя все живо напоминает В. Сурикова и А. Рябушкина, вносит в картину жизнеутверждающую ноту.

С. Иванов. Семья
С. Иванов. Семья.
Масло. 1907. 152 х 239.
Государственная Третьяковская галерея

Этот же настрой свойствен полотну «Звероловы Древней Руси» (1907). Движение в нем передано с убедительностью и в то же время гармонично, музыкально. Ритмически слажены все детали: лыжи, пики в pуках, сами фигуры съезжающих с горы звероловов.

С. Иванов. Звероловы Древней Руси
С. Иванов. Звероловы Древней Руси.
Масло. 1907. 61х 79.
Челябинский художественный музей.

Не все исторические работы устраивали самого художника. Так, он уничтожил картину «Великий государь, царь и самодержец всея Руcи». Но по широте охвата исторического материала, оригинальности композиционных решений, высоте живописной пластики Сергей Иванов по пpавv заслужил славу одного из крупнейших русских исторических живописцев.

В. Калачников


Материал предоставлен творческим порталом Smalti.ru. Сайт посвящён истории искусства и современной живописи, содержит заметки об архитектуре, литературе, а также информацию и советы для начинающих художников. Девиз сайта Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство, и для каждого товрческого человека там найдётся нечто интересное и значимое. Рекомендуем для знакомста с миром живописи и творческих искусств.



Поделиться:  


 →  Главная  →  Культурные традиции  →  Русское изобразительное искусство  →  Историческая живопись Сергея Иванова
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2016. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта