Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Фрески Феофана Грека: зримое чудоПо монументальности и могучему живописному темпераменту фрески Феофана занимают особое место в мировом искусстве XIV столетия. До приезда на Русь, где его назвали «Гречином» — Греком, Феофан работал в столице Византии — Константинополе и его пригородах Халкидоне, Галате, затем в Каффе (Феодосии), откуда, вероятно, и был приглашен новгородцами, торговавшими с Византией. В 1378 году Феофан Грек «подписывает» церковь Спаса на Ильине. Несколькими годами позднее о нем будут упоминать московские летописи — под 1395, 1399 и 1405 годами. Так, они сообщают, что весной 1405 года начали расписывать церковь Благовещения в Московском кремле, «а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Дата смерти Феофана неизвестна. Последнее упоминание о нем встречается в письме его современника — писателя Епифания Премудрого. Послание Епифания, адресованное в 1415 году тверскому игумену Кириллу, было восторженным панегириком художнику, завоевавшему еще при жизни известность и признание своих современников. Автор письма, хорошо знавший Феофана, приводит любопытные сведения о творчестве художника. «Когда я жил в Москве, — пишет Епифаний, — там проживал преславный мудрец, филосов зело хитрый Феофан родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственной рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем (Новгороде)... Когда он... писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как (это) делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту». В письме Епифания о художнике говорится в прошедшем времени. Дата смерти Феофана Грека, таким образом, остается между 1405 и 1415 годом.
Из многочисленных работ Феофана Грека, названных новгородской и московскими летописями, сохранилось немногое — росписи в Новгороде и иконостас в Благовещенском соборе Московского кремля, написанный вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Несколько икон хранится в Третьяковской галерее. Понятен научный интерес к архитектурному памятнику, к его живописи, к творчеству Феофана Грека, вспыхнувшему в период с 1912 по 1936 год, когда широким фронтом велись реставрационные работы в церкви Спас Преображения на Ильине улице в Новгороде. В это время реставраторы открыли удивительные по красоте и необычные, исполненные в каком-то стремительном блеске мастерства живописные композиции в барабане, куполе и северо-западном («Троицком») приделе здания. Молчаливы и величественны праотцы и пророки в барабане. Полны карающей энергии архангелы и херувимы. Грозен в гневе своем лик небесного судьи Пантократора (Вседержителя), замыкающий живописную композицию купола. Сосредоточенно-напряжены в познании истины лица столпников.
В произведениях Феофана присутствует нечто чудесное, возвышенное. Кажется, движение времени не существует под древними сводами. Красота большого искусства, его власть вечны. Рисунок Феофана всегда трехмерен, художник изъясняется языком пластики, создает свой пластический идеал, его движки-пробела всегда попадают в цель, лепят объем. Феофан использует пробела (белые штрихи) не только для высветления объема. Нередко их лучи прорезают теневые места, обрушивая неожиданный для глаз поток света. Они — словно отсветы того «внутреннего озарения», которое, по представлениям византийских богословов, создателей учения об исихазме, чудесно преобразуют человеческую природу. В росписях угловой «Троицкой» камеры обращает на себя внимание специфический подбор сюжетов и персонажей. Здесь изображены поборники строгой отшельнической жизни, основоположники учения об исихазме — столпники Макарий, Арсений Великий, Ефрем Сирин и другие.
Своеобразной живописной иллюстрацией догматов этого учения являются композиции «Троица», «Поклонение жертве», «Знамение».
Исихазм — мистическое учение о единении человека с богом, которое достигается молчальничеством и «умной молитвой». XIV век — время его широкого распространения в религиозно-философской жизни Византии. Исихазм с его неоплатоническими идеями, свободным отношением к обрядовой стороне религии, интересам к психологии человека и его индивидуальным переживаниям нашёл в Новгороде подготовленную движением стригольников почву. Еретическое движение стригольников, зародившееся в Пскове и Новгороде в XIV веке, было направленно против действующей церкви, её богатств, корыстолюбия священников и против некоторых форм христианского культа. Учение стригольников нашло поддержку и широкое распространение в народных кругах. Это должен был почувствовать Феофан, прибывший в Новгород незадолго после казни местных еретиков, сброшенных с моста в реку Волхов. В период реставрационных работ, проводившихся в церкви Спаса на Ильине в 1968 — I970 годах, были открыты многочисленные фрагменты и отдельные композиции фресковой живописи XIV века. Некоторые из них («Пророк Даниил», «Благовестие пастухам» и другие) были выполнены самим Феофаном. Они отличаются высоким мастерством рисунка и колорита, редкой точностью кисти, подчиненной разумней красоте, присущей работам художника-философа. Фрески, получившие вторую жизнь под рукой реставраторов, далеко не равнозначны по своим живописным достоинствам, различаются по мастерству и стилю. Их искусствоведческий анализ дает возможность выделить почерк и творческую манеру двух-трех мастеров. Для мастера женских персонажей характерны лиризм образов, тонкий изысканный рисунок. Удивительны по красоте, изяществу и обаянию изображения Феклы и Улиты. В союзе с другими живописцами, оставшимися безымянными, Феофан Грек смог в очень короткий срок — в одно лето — закончить росписи церкви Спаса Преображения. Время оказалось благосклонным к прекрасным фрескам. Пожары, завоевания, закрашивания, разрушения не смогли уничтожить работу великого древнерусского художника. Фрески Феофана Грека пережили столетия катастроф и забвения, чтобы вновь явить людям чудо вечной власти искусства. А, может, время чудес ещё впереди? И однажды какие-то неизвестные работы древних русских живописцев явятся из-под слоёв краски и копоти, чтобы поразить нас своей художественным совершенством и философской глубиной…
Читайте также: Фотографии фрески «Троица» и общий вид интерьера храма: pereprava.org, остальные фото - википедия.
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|