Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца

У русского царя в чертогах есть палата
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистью свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
(А.Пушкин. «Полководец».Отрывок)

Этот отрывок стихотворения А. С. Пушкина вполне можно отнести и к росписям Рафаэля, который «своею кистию свободной и широкой» создал на стенах Ватиканских станц (в переводе на русский комнат) бесценные произведения искусства.

С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца д'Элиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. По мере роста его славы, которая как раз и была в первую очередь связана с этими росписями, количество заказов на различные художественные работы так увеличивалось, что с течением времени росписи стали делать ученики и помощники по его эскизам или под его наблюдением. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца д'Элиодоро»— Рафаэль и ученики. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики.

Нам точно неизвестно предназначение «Станца делла Сеньятура». Существуют предположения, что комната могла служить местом cкрепления подписями и печатями папских распоряжений, помещением для послов или заседаний папского трибунала. Ученые расходятся во мнениях по этому поводу, однако в настоящее время посетители музеев Ватикана могут видеть прославленные фрески.

«Станца делла Сеньятура»

Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Композиция фрески симметрична, но фигуры, ее составляющие, живо нарисованы находятся во взаимодействии между собой. Два длинных ряда персонажей от одного до другого ряда разделяют церковь на земле, и церковь на небе. Бог-отец, Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель на фоне золотого сияния составляют центральную часть композиции. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну».

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Диспут
Рафаэль. Диспут.
Станца делла Сеньятура.
1508 — 1511.

Триумф христианской религии на небесах поддержан рассказом о церкви, борющейся на земле. Изображение занимает всю нижнюю часть фрески, где на ступенчатом мраморном пьедестале стоит алтарь, а по обе стороны размещены группы отцов церкви, священников и простых христиан. Изображая эти фигуры, Рафаэль достигособой свободы в обрисовке поз и внешности героев, представив их в разнообразных ракурсах и многоцветных одеждах.

Лица исторические и современники художника принимают участие в богословском диспуте: умершие папы, монах-еретик Савонарола, казненный на костре, великий поэт Данте, известный живописец фра Беато Анджелико и множество простолюдинов. В левой части фрески Рафаэль написал пейзажный мотив со строящимся зданием, перекликающийся с идеей утверждения христианской религии.

Успех фрески «Диспут» в глазах папы и его приближенных придал художнику уверенность в своем таланте и силах, и Рафаэль взялся расписывать противоположную стену «Станца делла Сеньятура» на тему «Философия» (фреска известна и под названием «Афинская школа»). Воображение Рафаэля представило зрителям просторный и величественный храм, под сводами которого присутствуют великие ученые и философы древности.

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Философия (Афинская школа)
Рафаэль. Философия (Афинская школа).
Станца делла Сеньятура.

Живая сцена общения мудрецов, вокруг которых толпятся последователи и ученики, полна мимолетных наблюдений и точных характеристик. Расположившийся на ступенях Диоген и строгий Зенон, жестикулирующий Сократ и погруженный в книгу Пифагор искусно размещены в живописном пространстве. Их позы, выражающие яркую индивидуальность, естественно согласуются со строгой симметрией композиции. В центре Платон и Аристотель, символизирующий своими жестами основы постижения мироздания: Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность происходящего в мире, а Аристотель простер свою руку над землей, утверждая материальную основу всех вещей.

Многие ученые древности похожи на современников Рафаэля. Знаменитые философы прошлого нашли среди них своих последователей, и этот союз наполнил близкий Рафаэлю мир созидательной творческой энергией во имя духовной свободы и познания Вселенной.

Восхищенный папа Юлий II, увидев фреску, а также начатый раньше «Диспут», повелел уничтожить все, сделанное в этих комнатах ранее, и повелел одному Рафаэлю выполнить все росписи. Художник, однако, сберег работы предшественников и сохранил их частью на своем месте или в копиях, сделанных по его распоряжению.

Рафаэль. Фреска Станца делла Сеньятура. Парнас
Рафаэль. Парнас.
Станца делла Сеньятура.

Третья известная фреска этой комнаты — «Парнас», посвященная теме «Искусство». Рафаэль написал на стене, прорезанной оконным проемом, вершину горы Парнас, где разместился покровитель искусств Аполлон в окружении девяти муз, освящающих различные виды искусства, существовавшие в Древней Греции: Каллиопа (эпическая поэзия), Эвтерпа (лирическая поэзия), Клио (история), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия), Полигимния (гимническая поэзия), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец) и Урания (астрономия).

Аполлон сидит у Кастальского ключа — по преданию, источника поэтического вдохновения — и увлеченно играет на виоле, распространенном во времена Возрождения музыкальном инструменте, заменившем в руках бога традиционную лиру или более позднюю кифару, с которой изображали Аполлона древние художники и скульпторы. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу, и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Среди всех этих великолепных фигур выделяется Сапфо, внимательно прислушивающаяся к стоящим рядом с ней поэтам, и кажется, что в эти минуты рождаются в ее душе пронзительные стихи.

«Станца д'Элиодоро»

Второй комнатой, которую расписывал Рафаэль в Ватиканском дворце, была «Станца д'Элиодоро», названная так по имени Гелиодора (Элиодора, Илиодора), действующего лица фрески «Изгнание Гелиодора». В художественном отношении на оформление «Станца д'Элиодоро» повлияло знакомство Рафаэля с росписями потолка Сикстинской капеллы, сделанными Микеланджело, которые Рафаэлю показал Браманте в отсутствие Микеланджело в Риме после ссоры с папой Юлием II.

Это обстроительство дало повод Микеланджело ядовито заметить, что все монументальное искусство Рафаэля создано под его влиянием, что, конечно, не соответствует действительности. Если в «Станца д'Элиодоро» это влияние действительно заметно, то в самых первых росписях «Станца делла Сеньятура» в полной мере видна самостоятельность Рафаэля. Трудно представить среди выдающихся монументальных произведений что-либо более противоположное по мироощущению, чем росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело и фрески «Станца делла Сеньятура». Контрастны не только приемы исполнения, мировоззрения, но и темпераменты, отношение к людям.

Гиганты, созданные Микеланджело, говорят о недостижимом для человека величии и моши духа и тела, о могущественных силах природы, несоизмеримости праотцев человечества, пророков и сивилл, с окружающим художника миром и людьми. Образы Рафаэля соразмерны людям, их величие человечно, они, как греческие боги, во всем похожи на людей, но отличаются лишь бесстрашием. Художник сближает прекрасный мир античности и восседающих на облаках апостолов во главе с Христом, Богоматерью и Иоанном с современным миром, высказывая тем самым светлую гуманистическую мечту о гармонии физических и духовных сил, земного и небесного, науки и веры, искусства и справедливости.

Рафаэль. Фреска Станцы д'Элиодоро. Изгнание Гелиодора (Илиодора)
Рафаэль. Изгнание Гелиодора
Фреска Станцы д'Элиодоро.
1514.

Много выдумки, композиционного мастерства проявил Рафаэль, расписывая небольшую комнату со сводчатыми потолками, со стенами, прорезанными окнами и дверьми в углах помещения. Проем окна кажется естественным возвышением для Парнасской горы, где расположился Аполлон в кругу поэтов. Верхняя кромка дверного проема оформлена как перила, на которые опирается один из участников диспута о таинстве причастия. Своды потолка «Станца делла Сеньятура» повторяются в живописных сводах Храма науки, под которыми собрались мудрецы древнего мира. И все самые неудобные места комнаты, которую расписывал Рафаэль, с таким изяществом и непринужденностью обыграны в композициях фресок, что кажется, не будь этих смещенных от центра оконных и дверных проемов, их нужно было бы специально создать.

Масштабы изображенных даны в соразмерности с фигурами людей, находящихся в зале. От этого фрески становятся еще более близки зрителю, который естественно и непринужденно становится участником запечатленного события. А когда современники Рафаэля узнавали на фресках своих друзей и знакомых, то эффект присутствия еще более усиливался. И можно понять очарование, произведенное художником на папу и его приближенных, многие из которых могли увидеть себя в самом выгодном виде.

Если в «Станца делла Сеньятура» Рафаэль представил, по существу, светские сюжеты, включая и трактовку фрески «Диспут», то в «Станца д'Элиодоро» были выбраны библейские и исторические темы. Здесь Рафаэль также проявил необыкновенное мастерство и изобретательность. В отличие от росписи «Станца делла Сеньятура», здесь все построено на контрастах и противопоставлениях движение фигур одного плана или части композиции уравновешивается устойчивостью других фигур и частей, в колорите постоянно сопоставляются светлые и темные тона, в постановке и взаимодействии персонажей больше движения и действия.

Рафаэль. Фреска Станцы д'Элиодоро. Освобождение апостола Петра
Рафаэль. Освобождение апостола Петра из темницы.
Фреска Станцы д'Элиодоро.
1514.
7,15 х 4,75 м.

Наиболее интересна фреска «Освобождение апостола Петра из темницы». Центральная часть показывает уснувших стражников, держащих цепи, которыми закован Петр, прислонившийся к стене камеры. А в темноте подземелья, в самом центре композиции, написана сияющая фигура ангела в золоте расходящихся лучей, который склонился над Петром и хочет поднять его и вывести из темницы. Казалось бы, перед нами жизнеутверждающий сюжет, окончательная победа добра над злом, света над тьмой, правды над ложью. Однако ослепительное торжество заключено в жесткий переплет решетки, которая закрывает композицию от края и до края, и мы видим золотого ангела сквозь угрюмые черные прутья. Что это? Дань точности передачи места действия или один из искусных композиционных приемов, на которые был так изобретателен Рафаэль?

Решетка, написанная в центре фрески, отделила нас от ангела, и даже тогда, когда мы переводим взгляд направо — на освобожденного Петра, идущего мимо спящих стражников вместе со своим избавителем, даже тогда у нас не пропадает ощущение некоторой угнетенности от созерцания солнцеподобного ангела, видного за ячейками мрачной решетки. Не заключил ли сам Рафаэль мечту своей молодости и жизни о «золотом веке» в эту железную клетку? Вопрос, на который трудно ответить однозначно, но его поставил перед нами сам Рафаэль в своем искусстве.

М. Лебедянский, доктор искусствоведения





• История искусств   • Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта