Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Камилла Клодель: скульптура, любовь, разочарование

В високосном 1864 году родилась скульптор Камилла Клодель, чья судьба трагически переплелась с судьбой скульптора Огюста Родена, родившегося в другой високосный год XIX века - 1840-й. История взаимоотношений этих людей когда-то поразила современников, и до сих остается примером пронзительно неудачной Love story.

Огюст Роден был учителем Камиллы, ее единственным возлюбленным и человеком, который необратимо разрушил ее жизнь. Даже после того, как их связь была разорвана, он словно бросал тяжелую тень на все, что она делала. В конце концов эта тень похоронила Камиллу Клодель.

Камилла появилась на свет в небольшой французской деревне, родителями девушки были состоятельные буржуа. С самого детства Камиллу увлекало ваяние, еще будучи совсем ребенком, она лепила статуэтки и фигурки из глины. В двенадцать лет она самостоятельно расчистила один из хозяйственных сараев, чтобы превратить его в свою мастерскую, а в качестве моделей ей позировали собственные брат и сестра. Она ваяла все: бюсты родственников, сюжеты романов, которые читала, героев и святых, изображения которых встречала на гравюрах.

Камилла Клодель
Камилла Клодель

В 1881 году семья Камиллы переехала в Париж, здесь ее отец показал работы дочери известному столичному скульптору Альфреду Буше. Пораженный несомненным талантом Камиллы, Буше берет девушку к себе в ученицы. Спустя два года Камилла знакомится с Огюстом Роденом, на тот момент ей всего 19 лет, а Родену - полных 40, он усердно пробивает себе дорогу на профессиональный Олимп. Всего пару лет назад он получил государственный заказ, и теперь у него есть своя мастерская, в которую он может набирать помощников.

Роден предлагает ей учиться у него, и девушка принимает это предложение. Камилла трудится по 11 часов в день в мастерской Огюста, она выполняет практически всю черную работу: подметает, сколачивает подмостки для будущих скульптур, подготавливает гипс и глину к работе. Она является единственным учеником и помощницей Родена. При этом она находит время, чтобы создавать собственные скульптуры, ведь ее талант требует выражения.

Роден иногда оценивает ее работу, что-то подсказывает, но он гораздо больше увлечен своими творческими замыслами. И вот тут молодая, полная новых идей Камилла неожиданно становится музой зрелого, опытного скульптора. Девушка подбирает модели для работ Родена, становящихся затем популярными, делает для него наброски, даже рубит мраморные блоки. Она щедро делится с наставником своими идеями, уверенностью, силой и напором молодости и не перестает удивлять Родена своим блестящим умом. Вскоре после этого Камилла начинает позировать скульптору для его произведений, а затем их отношения переходят в категорию близких.

Скульптура работы Камиллы Клодель
Скульптура работы Камиллы Клодель

Следующие девять лет окажутся очень плодотворными для них обоих. Любовники сняли новую мастерскую на бульваре Итали, которая стала их раем. Там они не только наслаждались друг другом, но и вместе творили, вдохновленные своим взаимным чувством. Соперники и коллеги по ремеслу, они лепили и вырезали мрамор в одной мастерской, обменивались идеями и давали друг другу советы. Их скульптуры часто становились настолько похожими, что было трудно определить, кто являлся автором. Взаимное влияние прослеживалось в большинстве работ Камиллы и Огюста в этот счастливый для них период. Камилла работала с Роденом над скульптурой «Врата ада» и «Бюргеры Кале»: она лепила руки и ноги для нескольких фигур, а для многих позировала.

Однако несмотря на эту идиллию, на свое искреннее восхищение талантом, красотой и умом Камиллы, Роден скрыл от нее существование у него давней связи с другой женщиной, матерью его сына. Родители Камиллы также не были в курсе ее отношений с Роденом. Гражданская супруга Огюста Роза Боре, простая и необразованная женщина, несколько лет была его натурщицей; когда-то она бесплатно позировала начинающему скульптору, разделяла с ним все тяготы его жизни, и даже родила от него ребенка.

Почти через девять лет после начала связи Огюста и Камиллы тайна перестала быть тайной, все открылось. Родные девушки устроили грандиозный скандал; Роза, долгие годы терпеливо работавшая, чтобы содержать Родена и их общего ребенка, также пылала негодованием. Какое-то время близкие отношения учителя и ученицы еще продолжались, но они становились все более нервными и мучительными. Особенно тяжело отразилась на Камилле и ее душевном состоянии прерванная беременность. Наконец Камилла предложила Огюсту сделать выбор: или он расстается с Розой, или с ней. Роден, раздираемый любовью и чувством долга, решил остаться с Розой, которая была матерью его сына и поддерживала скульптора в самые трудные времена.

Портрет Огюста Родена работы Камиллы Клодель
Портрет Огюста Родена работы Камиллы Клодель

Камилла ушла от возлюбленного и сняла крохотную квартирку неподалеку от его мастерской. Для молодой женщины наступили трудные времена. Мать отказала ей в финансовой поддержке, ужаснувшись “распущенности” своей дочери. В одном из писем Камилла пишет: “Страшно оказаться настолько отвергнутой”, но при этом девушка продолжает самоотверженно работать. Каждый год она посылает свои скульптуры на различные выставки и в знаменитый французский Салон. Ее хвалят, одобряют ее талант, некоторые ее работы оказываются в музеях, но у нее нет заказов. В глазах широкой общественности Камилла - всего лишь подражательница и ученица знаменитого Огюста Родена. То, что именно Роден во многом был учеником в их творческом союзе, в те времена просто не могло быть воспринято публикой.

Роден несколько раз пытался возобновить их отношения, но увы - в которых Камилле отводилась роль возлюбленной, а не жены. Оскорбленная в своих лучших чувствах, Камилла не могла пойти на такое унижение. Она никогда больше не появлялась в их мастерской на улице Итали, а когда Роден пытался приглашать ее на званые обеды, его бывшая ученица с достоинством отвечала, что у нее нет приличного платья и целых башмаков, чтобы посещать общественные мероприятия. Впрочем, это было горькой правдой. Спустя какое-то время самостоятельного существования, Камилла, которой было за тридцать, уже балансировала на грани нищеты.

Чувствуя свою вину перед бывшей ученицей, Роден пишет письма своим друзьям искусствоведам и критикам, с просьбой обратить внимание на работы Камиллы Клодель. Он всячески рекомендует Камиллу в кругу своих заказчиков, поскольку с каждым днем становится все более коммерчески успешным скульптором. Однако заказчики и друзья воспринимают его слова как попытку продвинуть свою пусть и бывшую, но любовницу. Никто не хочет видеть в Камилле самостоятельного мастера, хотя многие отмечают высокий уровень ее произведений.

От редакции сайта: Существует несколько противоречащих оценок поступков и слов Родена, который далеко не всегда рекомендовал Камиллу искренне. Чувство соперничества подталкивало его к нежеланию выдвигать потенциальную конкурентку, поэтому иногда он сам подчёркивал её статус любовницы, а не скульптора, что нивелировало его попытки представить её как мастера.

Скульптура работы Камиллы Клодель
Скульптура работы Камиллы Клодель

На фоне отсутствия денег, постоянного нервного напряжения, неудач и сознания, что ее любимый человек обманул и предал ее, у Камиллы постепенно развивается душевное расстройство. Женщине кажется, что Роден присваивает себе ее работы, что он проникает к ней в мастерскую в ее отсутствие и уничтожает ее скульптуры, что он подкарауливает ее. В конце концов Камилла начинает утверждать, что Роден хочет убить ее, чтобы не делиться с ней славой.

[ От редакции сайта: Вопрос участия Камиллы Клодель в работах Родена остаётся открытым. Некоторые искусствоведы считают, что именно Клодель подтолкнула Родена к выразительности и экспрессии, а к некоторым его творениям она, вероятно, и прямо приложила свои талантливые руки.]

Летом 1913 года Камиллу кладут в психиатрическую лечебницу. Она проведет в этом скорбном заведении долгих 30 лет. Камилла Клодель никогда больше не притронется к глине или другому материалу для создания скульптур, хотя руководство лечебницы предложит ей такую возможность.

[ От редакции сайта: Ряд исследователей предлагает и другую версию событий. Камилла вовсе не собиралась убивать Родена, и её психическое нездоровье ставится под логичное сомнение. Её родственникам было выгодно упрятать скандально известную женщину фактически за решётку, и отстранённость от творчества не была её собственным выбором, это было насильственное отлучение скульптора от работы.
Горький урок несходимости талантов и общественного неприятия женской свободы и женского творчества. ]


Эмилия Бабаконь, 2020.


Что ещё происходило в високосные годы? Узнайте на сайте:
29 февраля. Високосный день в истории




• История искусств   • Камилла Клодель: скульптура, любовь, разочарование  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта