История искусств
Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэма С именем Бетховена связано рождение нового симфонического жанра — программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой группе одночастных программных произведений, получивших в дальнейшем наименование поэм, фантазий, картин и т. п. Но, как показывает название, своим рождением этот жанр обязан увертюре, предваряющей оперу или драматический спектакль. Таково происхождение и бетховенских увертюр. Но именно в его творчестве произошло качественное перерождение жанра — увертюры Бетховена вышли затем на концертную эстраду и обрели жизнь самостоятельных симфонических произведений.
Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Композиция фрески симметрична, но фигуры, ее составляющие, живо нарисованы находятся во взаимодействии между собой. Два длинных ряда персонажей от одного до другого ряда разделяют церковь на земле, и церковь на небе. Бог-отец, Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель на фоне золотого сияния составляют центральную часть композиции. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну».
Тициан и античность Античные реминисценции ошутимы почти в каждом произведении Тициана: христианские мученики уподобляются героям древности, портреты современников имеют аналоги в рельефах, памятники античной скульптуры и архитектуры нередко вводятся в пространство картин. Однако основным предметом нашего рассказа станут «поэзии» — так сам художник в письме к испанскому королю Филиппу II назвал картины, созданные на античные темы...
Пикассо и античность Неиссякаемым источником, питавшим искусство европейских Мастеров, начиная с эпохи Возрождения, служит художественная культура античности. Изменения, связанные с наступлением современной цивилизации, казалось, могли сделать античное наследие неактуальным. Уже для многих течений ХIХ века — реализма, импрессионизма, постимпрессионизма античность утратила былую притягательную силу. Тем не менее, для ряда крупнейших мастеров ХХ столетия наследие Греции и Рима было не только прекрасной страницей художественной летописи человечества, но и живым явлением, способным давать творческие импульсы современному художественному процессу. Ярчайший пример тому - Пабло Пикассо.
Основатель стиля «неогрек» Лео фон Кленце Благодаря Лео фон Кленце скучный и непрезентабельный Мюнхен трансформировался в красивую и значимую европейскую столицу, один из ведущих культурных центров Германии. Королевская резиденция и национальный театр, церкви и надгробия, галереи славы и дворцы - талант архитектора не знал границ. И закономерным итогом деятельности Лео фон Кленце стала повальная европейская мода на стиль «неогрек». В Мюнхен съезжались архитекторы и художники, галереи и музеи Мюнхена принимались за образцы, постройки архитектора копировались и даже клонировались во многих городах Европы.
Камилла Клодель: скульптура, любовь, разочарование В високосном 1864 году родилась скульптор Камилла Клодель, чья судьба трагически переплелась с судьбой скульптора Огюста Родена, родившегося в другой високосный год XIX века - 1840-й. История взаимоотношений этих людей когда-то поразила современников, и до сих остается примером пронзительно неудачной Love story. Огюст Роден был учителем Камиллы, ее единственным возлюбленным и человеком, который необратимо разрушил ее жизнь. Даже после того, как их связь была разорвана, он словно бросал тяжелую тень на все, что она делала. В конце концов эта тень похоронила Камиллу Клодель.
Альбер Марке Жизнь и искусство дают нам немало примеров, когда глубокое содержание облекается в доступную форму. И нередко внешняя ясность принимается за простоту, если не упрощенность. Творчество Альбера Марке (1875-1947) многим казалось далеким от «злобы дня», жгучих проблем мятущегося ХХ века. Но пейзажи Марке не теряют обаяния. Проведя перед ними некоторое время, начинаешь смотреть вокруг глазами художника более пристально, доброжелательно, восприняв способность видеть мир прекрасным и гармоничным.
Фантазии Маурица Эшера Гравюры Эшера рассматриваются многими учеными в качестве своеобразного дополнения к их трудам. Крупнейшие современные зарубежные физики, кристаллографы, математики делают их иллюстрациями к своим книгам. Связь своего творчества с наукой подчеркивал и сам художник, выпустивший, например, специально рассчитанный на кристаллографов альбом рисунков. Из всего вышесказанного, казалось бы, следует, что Мауриц Эшер является «художником ученых». Но это не так, потому что образы, созданные нидерландским мастером, отличает высокий художественный уровень, богатейшая фантазия, техническое совершенство исполнения, бесконечное разнообразие художественных решений.
Европейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества. Предвоенные 1930-е годы были трудными и тревожными в насыщенном событиями ХХ веке. Надвигалась самая разрушительная война в истории человечества — война с фашизмом. Искусство 1930-х годов в полной мере отразило драматизм времени, со всеми сложностями и противоречиями. Характерной особенностью его стало сосуществование очень разных, порой вступавших в Конфликт течений. Диаметрально противоположными оказались взгляды художников на понимание общественной значимости искусства, его роли в обществе. С одной стороны, искусство крайне политизируется, с другой — продолжается процесс формальных поисков, начавшийся в 1910-20-е годы.
Мозаика - искусство великой империи Мозаика впервые появилась в Древней Греции, но широкое распространение получило в Древнем Риме и Византии. Существует две версии перевода слова «мозаика». Некоторые считают, это слово происходить от латинского слова «musivum» и переводится как «посвященная музам». Другая версия гласит о том, что мозаика это всего лишь «opus musivum», то есть одна из разновидностей кладки стен или пола из мелких камешков.
Смальта - историческая ретроспектива Основы стекольного производства были заложены в эпоху Римской империи, когда минимальная механизация и организация производственных процессов позволила античным мастерам совершить своего рода техническую революцию своего времени. Однако стекло ещё долго оставалось сравнительно редким материалом. Расцвет производства цветного стекла, известного как смальта, связан с расцветом Византийской империи. Соединение технологических возможностей стекловарения и потребности в надёжном материале для отделочных и монументальных работ привело к созданию смальты как универсального материала для мозаичных работ.
|