Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Общество «4 искусства»

Общество «4 искусства» было создано в 1924 году. Просуществовало до 1930-го.
За это время были организованы четыре выставки:
в 1925 и 1926 годах в Москве, в 1928-м — в Ленинграде и в 1929-м — снова в Москве.
Председатель Общества - художник-живописец Павел Варфоломеевич Кузнецов.

Трудное и напряженное время послереволюционного становления страны и осмысления людьми свершившихся перемен, а вместе с тем и пробуждение новых надежд, и крушение старых идеалов не могло не отразиться на изобразительном искусстве того периода. Очень сложное по своей природе, оно стремилось найти особый язык, способный выразить эпоху. А традиции такого изображения, естественно, отсутствовали. Их надо было создавать заново, и эти поиски подобны космическим открытиям.

Каким же должно быть новое революционное искусство? На этот вопрос пытались ответить самые разные направления, существовавшие тогда. Искусство редко пользуется декларациями: его содержание в собственной выразительности. Но для того, чтобы достичь наибольшей убедительности, многие художественные течения тех лет выдвигали программы, манифесты, объединяя своих сторонников. Потому столь активно действовали группировки. Среди них одно из наиболее важных мест заняло художественное Общество «4 искусства». Создавались произведения, имевшие определенную цель, к которой стремились прийти более решительным и коротким путем. Общество ставило своей целью спасение станкового искусства, существованию которого действительно угрожала некая опасность.

Станковое — это духовное, эмоциональное искусство, связанное с прямыми переживаниями человека. Так что же и кто ему угрожал? Ведь мы-то знаем, что и по сей день станковое искусство занимает вполне значительное место. Тем не менее в 1920-е годы бытовала иная точка зрения. Эпоха крупных потрясений и переломов родила у многих людей представление о том, что вместе со старым «отжившим миром» должно уйти, отмереть все, что так или иначе было с ним связано. В первую очередь-искусство.

«Искусство кончено. Ему нет места... Труд, техника, организация — вот идеология нашего дня»,— рассуждал один из теоретиков конструктивизма А. Ган.

А Илья Эренбург, уже известный писатель, считал, что нужно «...сделать всех конструкторами прекрасных вещей, претворить жизнь в организованный творческий процесс и тем самым уничтожить искусство».

В статьях и устных выступлениях часто высказывались идеи, что «...теперь, когда живопись стала чем-то устаревшим, скомпрометированным в нашем индустриальном и производственном веке», все проблемы изобразительного творчества должны быть сосредоточены только «...во взаимоотношениях художника и машины, художественного и машинного метода обработки материалов». А как с привычными представлениями может соотнестись доклад на тему «Смерть картине», о котором сообщалось в газете «Известия» за 1927 год?

С другой стороны тогда же выдвигались и идеи спасения станкового искусства, восстановления его в правах. Утверждалась именно его необходимость для жизни человека, для его духовного мира. Ведь независимо от размаха индустриализации, так характерной, в частности, для России ХХ века, неизменно с человеком остаются любовь, добро, грусть, радость. А именно с ними связана специфика станкового искусства.

Потому прокламировались тогда и личные идеи, поскольку пока живет в человеке трепетное постижение природы, ее пластической сущности, пока существует потребность излить и преобразить в искусстве чисто зрительное, наполненное горячим чувством впечатление, живопись и скульптура не умрут.

Все чаще стали раздаваться призывы к новому синтетическому и монументальному реализму. Время требовало от искусства не «ухода с арены современности», а нового емкого и мощного содержания. Таким образом, именно станковое искусство оказалось в фокусе больших и важных задач современности, «когда живопись, переживающая общий момент кризиса, готова после производственных тумаков и эквилибристики принять любой путь, лишь бы он был живописью».

П. Кузнецов. Сартянка с барашком
П. Кузнецов. Сартянка с барашком.
Цветная литография. 1923.
Государственный Русский музей.

Н. Купреянов. Гладильщица
Н. Купреянов. Гладильщица.
Гравюра на дереве. 1921.
Государственный Русский музей.

Общество «4 искусства», состоящее из архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков, образовалось в процессе борьбы за станковизм. Оно не было единственным на этом пути. Но наряду с такими объединениями, как АХРР (Ассоциация художников революционной России) или ОСТ (Общество станковистов), наиболее интересно и плодотворно решало свои задачи.

Художники группы «4 искусства» избрали сложный принцип-обращение к открытиям французской живописной школы начала ХХ века. Более сложный, потому что французская художественная школа к этому времени вобрала все наиболее плодотворные традиции мирового искусства.

Как видите, здесь уже и само понятие «традиция» звучит как заведомо синтетическое. На этом пути обществу пришлось столкнуться с определенными трудностями и пережить судьбу поистине драматическую. АХРР и резко отличное ОСТ все же объединялись стремлением ввести, внедрить определенный тематический перечень новой жизни. «4 искусства» разрабатывали в первую очередь живописную, пластическую проблематику.

В своей декларации они, например, писали: «...содержание наших работ характеризуется не сюжетами... Выбор сюжетов характеризует художественные задачи, которые занимают художника. В этом смысле сюжет является лишь предлогом творческого превращения материала в художественную форму».

Сегодня-то нам, хотя, быть может, пока и не всем, стало понятно, что в этих рассуждениях звучит сама специфика искусства. Но тогда большая часть нашего общества, не слишком-то искушенная (к этой же категории относились и многие профессиональные художники и критики), склонна была считать, что главная задача художника — найти «важную» тему, обозначить ее на этикетке произведения, а в самом произведении зеркально отобразить этот сюжет.

К. Петров-Водкин. Фантазия
К. Петров-Водкин. Фантазия.
Масло. 1925.
Государственный Русский музей.

К. Истомин. Лето
К. Истомин. Лето.
Масло. 1930.
Государственная Третьяковская галерея.

У официальных художников и критиков Общество «4 искусства» вызывало раздражение, непонимание. И еще долго сохранится холод и недоверие к этому объединению. Но спустя время оказалось, что именно их творческие тенденции наиболее живы и сейчас — в наше время. Это далеко не случайно, ведь в «4 искусства» входили интереснейшие мастера, по существу, основоположники наиболее ярких явлений нашей художественной культуры.

Думается, и для многих из вас давно известны имена таких крупнейших мастеров, как Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян, Владимир Фаворский, Петр Митурич, Александр Матвеев, Константин Истомин. На первых порах это даже затрудняло организацию Общества. Но затем, как позднее вспоминал скульптор Иосиф Чайков: «Принцип нашего объединения — не давить друг на друга, не требовать единства методики. Каждый из нас вправе по-своему понимать преемственность от французской традиции».

М. Сарьян. Армения
М. Сарьян. Армения.
Масло. 1928.
Государственная Третьяковская галерея.

В. Бехтеев. Стройка
В. Бехтеев. Стройка.
Акварель. 1927.
Государственная Третьяковская галерея.

Членам Общества «4 искусства» принадлежит ряд характерных произведений эпохи. Архитектор А. Шусев осуществил сооружение ленинского Мавзолея, найдя строгие монументальные формы. В. Щуко построил Библиотеку имени В. И. Ленина. Скульптор А. Матвеев дал значительное произведение — трехфигурную группу «Октябрь». Среди живописных работ — «Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Праздник Революции в Самарканде» П. Кузнецова, «Молотьба» Л. Бруни.

П. Уткин. Натюрморт с белым кувшином
П. Уткин. Натюрморт с белым кувшином.
Масло. 1923.
Государственный Русский музей.

И. Клюн. Натюрморт с цветами и кувшином
И. Клюн. Натюрморт с цветами и кувшином.
Масло. 1929.
Государственный Русский музей.

В. Фаворский, А. Кравченко, И. Нивинский, Н. Павлинов создавали графические произведения на современные темы. Члены Общества участвовали во многих государственных мероприятиях, выезжали в командировки на заводы и фабрики, в колхозы, создавали оформление международных выставок. Художники этой группы стремились к выявлению прежде всего гармонически прекрасных сторон и свойств мира. Это особенно хорошо видно в их станковых работах, рассчитанных на близкое или, как еще говорят, интимное отношение зрителя к произведению.

В таких живописных полотнах, как, например, «Лето» Константина Истомина или его же «Интерьер с фруктами», и цвет и композиция создают гармоническое единство состояния природы, облика города с поэтическим, созерцательным настроением человека. Обратившись же к портретному жанру, к таким творениям, как, например, «Сартянка с барашком», созданная Павлом Кузнецовым, можно видеть, как и цвет и линии — направлены на то, чтобы показать прекрасного человека со столь же прекрасной и вечной в своей красоте архитектурой, искусством. А каким поистине мощным и глубоким чувством гармонического нужно было обладать Кузьме Петрову-Водкину, чтобы воплотить его в такой возвышенной и прекрасной работе, как «Фантазия».

Подобные черты видны не только в живописи, но и в графике, скульптуре, архитектуре художников группы «4 искусства». Должно быть, именно тяга к гармоническому, вдумчивому, созерцательному безмерно раздражала тех, кто тогда начал и продолжал еще долго создавать и ценить искусство шумного, внечеловеческого, громогласно фальшивого параднoго пафоса.

Прошло время. Все знают, видели искусство художников классического и нового авангарда. Теперь искусство мастеров Общества «4 искусства» должно воспринимается вполне спокойно. И хотелось бы заметить, завершая этот маленький очерк, что влияние творческих тенденций Общества «4 искусства» и по сей день ощутимо в значительной части современного искусства.

М. Яблонская, 1990

Благодарим за предоставленный материал портал Smalti.ru - вдохновение, творчество, искусство. Сайт предлагает интересные статьи о живописи и изобразительных искусствах. Обширные материалы по истории искусств органично дополняются галереей современной российской живописи молодых и маститых мастеров. Публикации в разделе Арт-класс предназначены детям и начинающим живописцам.



• Культурные традиции   • Советское искусство   • Общество «4 искусства»  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта