Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Советское искусство 1930-х годов. Эволюция авангардаДолгое время бытовало мнение об изобразительном искусстве 1930-х годов как о явлении однородном. Бурные столкновения представителей реалистической традиции с живописным авангардом уже к началу десятилетия завершились изгнанием последнего с исторической сцены, после чего социалистический реализм стал единственным художественным методом. Но за последние годы стало ясно, что существующая история искусства того периода устарела, а для создания новой, объективно отражающей истинное положение дел, необходима работа по изучению неизвестных страниц прошлого и их осмыслению. Систематическое изучение полузабытых страниц искусства началось лишь в конце 1980-х годов. Хотя уже с конца 1970-х годов сотрудники многих музеев, в том числе и Третьяковской галереи, пытались спасти то, что еще недавно отбрасывалось как искусство второго сорта, грозило уйти в небытие, медленно разрушалось от нередко скверных условий хранения в запасниках. Сегодня представление об эпохе, складывавшееся по хрестоматийным полотнам Ю. Пименова, А. Дейнеки, Б. Иогансона, А.Герасимова, изменилось. По-своему замечательные произведения оказались между крайними точками эстетических споров. Реальный процесс был неоднозначным, интересным и выразительным. Также поколеблен и начавший складываться образ тридцатых годов как одного из самых мрачных периодов нашей культуры. Это представление вступает в противоречие с общим мажорным настроем, царящим в большинстве залов галереи, с неподдельным оптимизмом, искренним порывом и энтузиазмом, свойственными героям картин и скульптур. Произведения живописцев, входивших в 1920-е годы в различные группировки, позволяют говорить о существовании разных почерков и манер, несмотря на «знаменитое» постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года, утвердившее курс на единообразие. В реальной жизни споры абстракционизма с реализмом утратили былую остроту еще в начале десятилетия, обретя иной, в чем-то более сложный и неоднозначный характер. В начале 1930-х годов претерпел существенные изменения художественный метод авангарда. Отчасти это было естественной эволюцией, во многом повторяющей процессы европейского искусства. Но, безусловно, отразилось и все более усиливающееся давление на «инакомыслие».
Один из основоположников конструктивизма, В. Татлин, еще в начале 1930-х годов отдавал немало сил реализации своих идей, увлекая ими творческую молодежь. Так, начатый им эксперимент в фарфоровой промышленности, проводившийся под девизом «от материала и шире — природык форме», стал для тогда еще молодого скульптора А. Сотникова основным импульсом для самоопределения в искусстве. И когда Татлин сосредоточивает свои интересы на живописи, то его мастерство, удивительное чувство «культуры материалов» продолжает оказывать немалое воздействие на учеников и последователей. Представленные в экспозиции произведения Татлина позволяют увидеть творческую эволюцию мастера. И если в пластическом языке полотен, датируемых началом 1930-х годов, еще угадываются отголоски недавнего эксперимента, то более поздним творениям присуще иное направление поисков. В многочисленных натюрмортах особенности наложения красочного слоя продиктованы внутренним строем произведений.
Почти акварельная тонкость, свойственная этим работам, нашла продолжение у учеников Татлина. Например, в поэтичнейшем «крестьянском цикле» А. Щипицына. Работы этого мастера воспевают красоту природы России, удивительную гармонию народного быта, почти ритуальный характер крестьянского труда. По своим творческим устремлениям А. Щипицын принадлежал к той «московской живописной линии», которую развивали многие из мастеров, на кого обрушилась вся тяжесть официальной критики и чьи произведения стали сейчас настоящим открытием. В 1930-е годы работы этих художников не допускались на выставки, что означало отлучение от культурной жизни и, несомненно, должно было исказить процесс естественного развития их творчества. Но, как ни парадоксально звучит, данное обстоятельство способствовало сохранению высокого живописного мастерства.
Пример почти стоической веры в себя и в свое искусство являет творчество А.Морозова, чьи произведения, исполненные с удивительной живописной мощью, появились на выставках лишь в недавнее время, продемонстрировав неувядающее мастерство, с достоинством сохраненное в годы опалы.
К поколению художников, прошедших показательную эволюцию от живописного эксперимента (кубофутуризм, конструктивизм) к поэтическому реализму, принадлежали А. Древин и Н. Удальцова, оказавшие, подобно Малевичу и Татлину, значительное влияние на искусство младших современников. Древин так сформулировал характер творческих исканий на рубеже 1920-х — 1930-х годов: «Я сживался с природой с предельной для себя возможностью». Образы Армении, Алтая на картинах этих прекрасных мастеров проникнуты тем особым чувством единства всего сущего, которое можно определить как пантеизм. На полотне А. Древина «Дорога после грозы» глубоко одухотворенной моделью мироздания воспринимается изображение ландшафта, где редкие купы деревьев и серпантин горной дороги формируют замкнутое пространство, своего рода «микрокосм», наделенный свойствами «макрокосма».
Значительный интерес вызывают полотна Г. Рублева, в раннем своем творчестве развивавшего традиции русского примитивизма начала ХХ столетия. Использование приемов непрофессионального искусства, включение в структуру композиций надписей, вводящих зрителя в современную бытовую ситуацию, демонстрируют глубокое понимание Рублевым самой сущности названного метода.
Особенно ярко это проявилось в «Портрете И. В. Сталина», исполненного на первый взгляд простодушного преклонения перед отцом народов. Но нескрываемое лукавство читается в трактовке сидящей в кресле фигуры, в сопоставлении уютности облика Сталина и скрытой угрозы во взгляде лежащего у его ног пса. Метафорическое звучание имеет красный фон, создающий цельное пространство. Позднее Рублев уходит в монументальное искусство, что было весьма характерно для многих художников, чья живопись не укладывалась в рамки официальных догматов. Для пластической системы Б. Голополосова, ученика А. Шевченко, характерна особая острота живописной манеры и колористических решений, имеющая не только эмоциональное, но и смысловое наполнение, что позволяет видеть в его творчестве не очень привычный для русского искусства вариант экспрессионизма. Так, в его картине «Совхоз на Волге близ Ярославля» красный цвет, вспыхивая на флагштоке здания в глубине, находит поддержку в бликах на бороздах пашни, почти осязаемо «прорастает» в причудливых цветах на переднем плане, становясь пластической метафорой. Примечательна судьба Голополосова. Глубокая вера в революционный идеал не спасла его от разгромной критики за формализм. Он был исключен из Союза художников и умер в полной безвестности в 1983 году. При его жизни составители справочных изданий указывали: дата смерти неизвестна. Впрочем, существовали и более трагические варианты перевоспитания художников — подверглись репрессиям и были расстреляны А. Древин, П. Суриков, Р. Семашкевич. И эти имена русского искусства, которые слишком долго были неизвестны широкому зрителю. Л. Правоверова
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|