Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Святой во древе - Тихон Калужский (Медынский)

Есть в русской иконописи необычный сюжет – св. Тихон Калужский (Медынский). Его иконы относятся к распространенному типу «гений места», где святой благословляет не только молящегося, но как бы и весь ландшафт того края, где подвизался и прославился, и те монастырские постройки, что возникли в точке его подвига.

Иконы св. Тихона ничем не отличались бы от десятков аналогичных сюжетов с другими русскими святыми, если бы не особая деталь: изображение древа, в дупле которого, в окружении атрибутов монашеской кельи, и представлена ростовая фигура преподобного (рис. 1).

Икона Святого Тихона Калужского

Рис. 1. Икона Святого Тихона Калужского
Частная коллекция

Согласно житию, преподобный (ок.1400 – 1492 гг.) прожил в дупле огромного дуба десятки лет. Местный князь Ярослав Владимирович сперва был против того, что отшельник поселился в заповедной роще, даже пытался прогнать его: замахнулся плетью, да так и оцепенел с занесенной рукой, пока инок не простил ему грех.

В этой легенде и связанной с ней иконографии Тихон предстает не просто как чудотворец, но и как некий «дух» святого места, олицетворивший смену сакральных координат с языческих на христианские. Православные миссионеры не всегда разрушали капища местных богов, порой их просто начинали использовать по-новому.

Подобно тому, как в Арсениев-Коневском монастыре часовню выстроили прямо на языческом Конь-камне, или в Тихвинском — вытесали крест на храм новообретённой иконы Одигитрии из дубовой колоды, оставшейся после искоренения священной рощи — св. Тихон «переосвятил» чтимый поклонниками Перуна дуб для своей миссии: поставил вовнутрь икону и поселился сам. Местным язычникам как бы уже не оставалось ничего, кроме как поклониться обновлённым знакам веры. Традиционное представление о «заповедности» места, унаследованное от предков, сперва заставило даже князя взбунтоваться, но явление грозного чуда склонило властителя перед новым сакральным «хозяином» округи.

Священный дуб до XIX века сохранялся в монастыре и стал обязательным атрибутом иконографии святого, теперь особо ценной еще и потому, что глухо напоминает о дохристианской культуре, свидетельств которой до нас почти не дошло. В системе же христианских аллюзий стояние во древе св. Тихона было образно связано с восточно-христианским столпничеством, ассоциировалось с монашеским отречением от мира как «погребением» в дубовом «гробу-колоде» и, следовательно, отдаленно перекликалось с культом «вертикальных» мощей - Афанасия Лубенского или фигурой Нила Столобенского, по легенде, после смерти обретенного в своей келье стоящим, опершись на костыли, и в таком виде вошедшего в иконографию.

Икона Святого Павла Обнорского

Рис. 2. Икона Святого Павла Обнорского (фрагмент)
ВГИИМ

Прямой же композиционный «предок» образа святого во древе – св. Павел Обнорский, представленный на посвященной ему житийной иконе XVI в. (ВГИИМ) в стволе липы и ореоле ее ветвей, словно некий «дух древа», дендроморф палеомифологии (рис.2). Однако образ св. Павла Обнорского во древе так и не распространился в массовой иконе. Стояние же св. Тихона в дупле стало темой не только живописной, но и печатной продукции, расходившейся по России сотнями тысяч.

Икона Святого Тихона Калужского

Рис. 3. Икона Святого Тихона Калужского
Калужский музей изобразительных искусств

Жаль, что нам не известны особо древние примеры таких композиций. До 1800-х годов образы святого малочисленны и не несут изображения древа. Тип иконы св. Тихона внутри дуба, в молении келейному образу Христа Пантократора, с раскинувшейся снаружи панорамой основанного св. Тихоном Успенского монастыря, всецело принадлежит культуре XIX века.

Одна из сравнительно ранних икон подобного типа (начала XIX в.) хранится в Калужском музее изобразительных искусств (рис.3). Ее отличие от более поздних икон - в архитектурных формах монастыря, с колокольней в стиле классицизм и еще древним пятиглавым собором. Но к концу XIX века ансамбль был перестроен в нео-русском стиле, причем на иконах до 1894 года мы можем видеть пока старую колокольню, а после – уже эклектическую, что является датирующим признаком подобных образов св. Тихона (рис.4).

Икона Святого Тихона Калужского

Рис. 4. Икона Святого Тихона Калужского
Музей им. Андрея Рублёва

Эти иконы весьма многочисленны и представляют собой единственный тип старинных изображений святого, дошедший до наших дней. Очевидно, что они получили массовое хождение после торжеств 1892 г., когда отмечалось 400-летие преставления угодника. Скорее всего, они копируют чтимую икону, стоявшую при гробнице преподобного, но точных данных на этот счет нет. В любом случае, протограф таких икон не может быть очень древним и, скорее всего, был создан также в XIX веке во время переустройства монастыря. Сам тип построения композиции – с пейзажно изображенной архитектурой – отвечает принципам академического искусства, массово распространившимся в иконописи только в поздний императорский период

Илья Боровиков,
искусствовед, автор проекта «Се Вера. Иконы Русского Севера»


Источники:
•  Икона Тихона Калужского
•  Олег Давыдов. Места силы. Журнал «Перемены»
•  Калужский музей изобразительных искусств
•  Музей древнерусской живописи им. Андрея Рублёва




• Культурные традиции   • Русское настроение   • Святой во древе - Тихон Калужский (Медынский)  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта