Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Святой во древе - Тихон Калужский (Медынский)Есть в русской иконописи необычный сюжет – св. Тихон Калужский (Медынский). Его иконы относятся к распространенному типу «гений места», где святой благословляет не только молящегося, но как бы и весь ландшафт того края, где подвизался и прославился, и те монастырские постройки, что возникли в точке его подвига. Иконы св. Тихона ничем не отличались бы от десятков аналогичных сюжетов с другими русскими святыми, если бы не особая деталь: изображение древа, в дупле которого, в окружении атрибутов монашеской кельи, и представлена ростовая фигура преподобного (рис. 1).
Согласно житию, преподобный (ок.1400 – 1492 гг.) прожил в дупле огромного дуба десятки лет. Местный князь Ярослав Владимирович сперва был против того, что отшельник поселился в заповедной роще, даже пытался прогнать его: замахнулся плетью, да так и оцепенел с занесенной рукой, пока инок не простил ему грех. В этой легенде и связанной с ней иконографии Тихон предстает не просто как чудотворец, но и как некий «дух» святого места, олицетворивший смену сакральных координат с языческих на христианские. Православные миссионеры не всегда разрушали капища местных богов, порой их просто начинали использовать по-новому. Подобно тому, как в Арсениев-Коневском монастыре часовню выстроили прямо на языческом Конь-камне, или в Тихвинском — вытесали крест на храм новообретённой иконы Одигитрии из дубовой колоды, оставшейся после искоренения священной рощи — св. Тихон «переосвятил» чтимый поклонниками Перуна дуб для своей миссии: поставил вовнутрь икону и поселился сам. Местным язычникам как бы уже не оставалось ничего, кроме как поклониться обновлённым знакам веры. Традиционное представление о «заповедности» места, унаследованное от предков, сперва заставило даже князя взбунтоваться, но явление грозного чуда склонило властителя перед новым сакральным «хозяином» округи. Священный дуб до XIX века сохранялся в монастыре и стал обязательным атрибутом иконографии святого, теперь особо ценной еще и потому, что глухо напоминает о дохристианской культуре, свидетельств которой до нас почти не дошло. В системе же христианских аллюзий стояние во древе св. Тихона было образно связано с восточно-христианским столпничеством, ассоциировалось с монашеским отречением от мира как «погребением» в дубовом «гробу-колоде» и, следовательно, отдаленно перекликалось с культом «вертикальных» мощей - Афанасия Лубенского или фигурой Нила Столобенского, по легенде, после смерти обретенного в своей келье стоящим, опершись на костыли, и в таком виде вошедшего в иконографию.
Прямой же композиционный «предок» образа святого во древе – св. Павел Обнорский, представленный на посвященной ему житийной иконе XVI в. (ВГИИМ) в стволе липы и ореоле ее ветвей, словно некий «дух древа», дендроморф палеомифологии (рис.2). Однако образ св. Павла Обнорского во древе так и не распространился в массовой иконе. Стояние же св. Тихона в дупле стало темой не только живописной, но и печатной продукции, расходившейся по России сотнями тысяч.
Жаль, что нам не известны особо древние примеры таких композиций. До 1800-х годов образы святого малочисленны и не несут изображения древа. Тип иконы св. Тихона внутри дуба, в молении келейному образу Христа Пантократора, с раскинувшейся снаружи панорамой основанного св. Тихоном Успенского монастыря, всецело принадлежит культуре XIX века. Одна из сравнительно ранних икон подобного типа (начала XIX в.) хранится в Калужском музее изобразительных искусств (рис.3). Ее отличие от более поздних икон - в архитектурных формах монастыря, с колокольней в стиле классицизм и еще древним пятиглавым собором. Но к концу XIX века ансамбль был перестроен в нео-русском стиле, причем на иконах до 1894 года мы можем видеть пока старую колокольню, а после – уже эклектическую, что является датирующим признаком подобных образов св. Тихона (рис.4).
Эти иконы весьма многочисленны и представляют собой единственный тип старинных изображений святого, дошедший до наших дней. Очевидно, что они получили массовое хождение после торжеств 1892 г., когда отмечалось 400-летие преставления угодника. Скорее всего, они копируют чтимую икону, стоявшую при гробнице преподобного, но точных данных на этот счет нет. В любом случае, протограф таких икон не может быть очень древним и, скорее всего, был создан также в XIX веке во время переустройства монастыря. Сам тип построения композиции – с пейзажно изображенной архитектурой – отвечает принципам академического искусства, массово распространившимся в иконописи только в поздний императорский период
Илья Боровиков,
Источники:
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|