![]() |
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
![]() | |||
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Портрет ХVII-ХVIII веков в Киевском музее изобразительного искусстваУ каждого музея своя судьба, своя история. И своя коллекция, за которой долгий и трудный путь собирательства. К имеющим уникальное значение принадлежит и собрание портретной живописи конца XVII-XVIII веков Украинского музея изобразительного искусства в Киеве. На XVIII век пришелся расцет портретного искусства в России, где явилась целая плеяда замечательных мастеров-портретистов. На Украине портретный жанр начал развиваться с конца XVI века, а в середине XVII века занял в украинском изобразительном искусстве ведущее место. Причем приобрел вполне законченную и своеобразную форму воплощения, получив распространение не только в живописи, но и в настенной росписи и особенно в графике. Мы располагаем свидетельством просвещенного путешественника, посетившего Киев в середине XVII века. Уже тогда, отмечал сириец Павел Алеппский, существовал обычай писать портреты знатных лиц и приезжих иностранцев. Особенно его поразило умение «казацких живописцев» (так он назвал здешних мастеров) писать портреты «как они есть», заимствуя мастерство «франкских» и «ляшских» художников. Алеппский подчеркивал знакомство киевских портретистов с современным западноевропейским искусством. Великая Отечественная война лишила нас портретной коллекции В. В. Тырновского, которая хранилась в Черниговском историко-краеведческом музее. Собрание Киевского музея стало, таким образом, единственным и дает наиболее полное представление об украинском портрете. Будем точны — сюда не входят произведения, созданные на западно-украинских землях и осевшие в музеях Львова: на то были свои причины. Киевские портреты в основном «пришли» с Левобережной и Надднепрянской Украины, получившей после воссоединения с Россией самостоятельность Тогда же усилилось и художественное зна чение Киева, причем не только для Украины, но и для России, Белоруссии, Молдавии и ряда Балканских стран. Созданию коллекции мы обязаны учредителям и первым сотрудникам музея: директору Н. Ф. Беляшевскому и его помощнику Д. М. Щербаковскому. Они начали собирать ее еще до революции, а в годы гражданской войны, обследуя оставленные хозяевами дворцы и имения, спасли от гибели многие ценные произведения искусства, основательно пополнив музейные фонды. Уже в 1925 году музей организовал выставку «Украинский портрет XVII — ХХ веков». Это была первая выставка такого рода, тогда же началось глубокое научное изучение портретного жанра. Прежде всего портрет утвердил значение человеческой личности, знаменовал собой победу светских принципов искусства. Этому предшествовал процесс преодоления средневековых канонов — в украинском искусстве он проходил под воздействием западноевропейского гуманизма. В XVII веке Украина была охвачена интересом к барокко, распространившемуся по всем европейским странам. Овладевая новым художественным мышлением, украинские художники органически сплавляли национальные традиции с новыми светскими приемами живописи. Все это обусловило своеобразие портретной живописи, самобытность ее художественного языка, понимания образа человека. Портрет выдвинул нового героя — представителя казацкой старшины, как бы воплощающего идеальные качества воинскую доблесть, мужество и силу. При этом новая знать стремилась утвердить и свою родовитость, сословную значимость. Все это формировало стиль парадных портретов, долженствующих донести до потомков величие их предков, Изображения украинских гетманов, казацких полковников, войсковых товарищей отражают дух исторической эпохи, раскрывают образы людей своего времени
Классический образец украинской портретной живописи — монументальный парадный портрет Стародубовского полковника Михаила Миклашевского. М.Миклашевский сначала прославился энергичной деятельностью по своему обогащению. Погиб в 1706 году как герой в битве со шведами, недалеко от белорусского местечка Несвиж. Полковник изображен во весь рост, в торжественно-неподвижной позе: он сжимает в одной руке пернач (знак власти), другой опирается на саблю у пояса. Могучая фигура в затканном цветочными узорами кунтуше производит впечатление силы и величия. Постепенно складывается определенный тип подобных композиций. портретируемый запечатлен со всеми атрибутами власти и родовым гербом, указывающим па знатность. Пышное великолепие этих произведений, их композиция заставляют вспомнить парадный европейский портрет эпохи барокко. Но здесь художник отдает большую дань монументальному обобщению и декоративной звучности работы.
Правда, в портрете национального героя гетмана Богдана Хмельницкого мы не найдем ни декоративной пышности, ни внешней героизации образа. Все просто и скромно, подлинно человечно. До нас не дошли прижизненные изображения гетмана, писанные с натуры. Для большинства портретов оригиналом служили гравюры 1651 года жившего в Гданьске Вильгельма Гондиуса: их считали наиболее достоверными. Современников восхищали ум и скромность Богдана Хмельницкого. «Муж поистине звания гетманского достоин», писал казацкий летописец Григорий Грабянка. При отсутствии богатых аксессуаров, в сдержанном колорите художник создал образ, в котором сочетаются величие и мужественная простота. Мастера Киево-Печерской лавры в 1752 году написали портрет атамана Войска Донского Данилы Ефремова. К тому времени прославленный предводитель казачества был уже немолод, но сохранял мужественную осанку. Личность незаурядная, он был отважным военачальником и искусным дипломатом. Портрет довольно точно передает властный характер атамана, изображенного в рост, со всеми орденами и регалиями. Пожалуй, здесь наиболее ярко сказалось монументально-декоративное обобщение, столь характерное для украинского портрета того времени. Как выверены линии, «вычерчивающие» силуэт фигуры атамана! Орнаментальные узоры одежды образуют богатую декоративную композицию. Кажется, что художник увлечен только ими. Однако, вглядываясь в портрет, мы убеждаемся; все подчинено единому обобщенному ритму и производит удивительно цельное впечатление. Живописцы не только научились правдиво передавать характер человека, но и заботились о декоративном украшении своих произведений. Они опирались на опыт народного искусства, национальные традиции.
Следует учесть, что портреты писали не светские художники, а мастера монастырских «малярень» живописных мастерских. Они уже владели тайнами светотеневой моделировки, умели изображать лицо и фигуру, но часто пользовались приемами, свойственными иконописи. Нередко такие произведения называют «парсунами», но верно ли это? Ведь на Украине сами иконы носили в то время светский характер, а образы святых отличались портретностью, приобретая черты конкретных людей. Владея сложным арсеналом средств, украинские портретисты создавали собственный стиль.
Особое внимание привлекает большой портрет молодого князя Дмитрия Долгорукова, написанный после его смерти в 1769 году. Надпись на нем сохранила имя автора начальник Софийской «малирни» мастер Самуил. Видимо, это талантливый живописец, искусно писавший светские по характеру иконы и портреты. Судьба Дмитрия, сына опального князя, и дочери знаменитого фельдмаршала Шереметева-Наталии Борисовны сложилась печально Рожденный в ссылке в Березове, он рано ушел в монастырь и умер молодым. Портрет Долгорукова выделяется тонким проникновением во внутренний мир человека. Аристократизм юноши, его болезненная хрупкость и душевная самоуглубленность переданы всем живописным строем, изысканностью линий и колорита. Контраст мрачных черных тонов и ярко-красного цвета вносит в полотно оттенок трагизма. Набирая силу, казацкая старшина стремилась запечатлеть себя и предков в фамильных портретных галереях. Их авторами чаще всего были не столичные портретисты, а местные мастера. Если они не могли блеснуть изысканным мастерством, то сохраняли искренность, достоверность характеристики, что придавало работам особую привлекательность. Таковы портреты переяславского полковника С. И. Сулимы и его супруги, украшавшие некогда их дом в селе Сулимовка на Киевщине. Семен Иванович Сулима принадлежал к знатному казацкому роду и принимал участие во многих баталиях, которые «отправлял верно и радетельно». Он участник крымских походов, отличился при взятии Хотина. Художник изобразил Сулиму с полковничьим перначом в руках и саблей на боку. Естественно, это уже дань традиции: тут не столько истинный характер полковника, сколько традиционные представления о казацких доблестях.
Подлинный шедевр - портрет жены полковника Прасковьи Васильевны Сулимы. Он покоряет удивительной искренностью и простотой, женственностью и лиризмом. Полковничиха одета по «старосветской» моде в расшитый цветами кунтуш и высокий «кораблик» (традиционный женский головной убор) . Художник ничего не приукрасил, не искал эффектных поз или улыбок. Очарование портрета в трогательной и непринужденной естественности образа
Портрет войскового товарища Василия Гамалии по праву считается одним из лучших произведений украинской портретной живописи. Гамалия начал карьеру войсковым канцеляристом, а затем стал видным судейским чином Однако и его изображают согласно выработанным канонам, подчеркивая военную выправку и горделивую осанку. В этом портрете как бы сконцентрированы характерные черты украинской портретной живописи того времени. Все здесь мошно и гармонично. Фигура — словно монумент, выкованный плавными круглящимися линиями. Могучие формы высветлены светотенью, которая не смягчает переходы, а наоборот, подчеркивает их конструктивную закономерность. Художник отсекает все лишнее и второстепенное. Этому способствует и насыщенное звучание золотистых и коричневатых тонов. Портрет написан в середине 1760-х годов, что свидетельствует о том, как стойко держались на Украине сложившиеся традиции портретного жанра. Тем не менее диапазон его достаточно широк и не ограничивается так называемым «казацким» портретом.
Художники изображали приезжих иностранцев и духовных деятелей, правителей Лавры. Портреты последних также хранятся в музее. Среди них лица, известные своей культурной деятельностью, такие, как митрополит Петр Могила, основатель Киево-Могилянского коллегиума, уделявшего большое внимание реставрации старинных зданий, Иннокентий Газель, Дмитрий Ростовский. Если изображения первых двух отличает живописная сдержанность, то портрету Дмитрия Ростовского свойствен декоративный размах и красота письма.
Во второй половине XVIII века усиливаются реалистические тенденции портретной живописи. Мы находим это в выразительном портрете Ивана Гудимы, написанном в 1755 году. Он был из тех казаков, которые походную жизнь сменили на торговлю. На этом поприще Гудима благодаря своему трудолюбию достиг больших успехов и дожил до преклонных лет. Образ старика с глубоким, напряженным взглядом и натруженными, мозолистыми руками отличается реалистической полнотой, редкой для искусства того времени.
На Украине, особенно на ее западных землях и Волыни, были чрезвычайно популярны и распространены большие портретные галереи, которые украшали замки крупных магнатов и шляхты. К их числу относится интересная и своеобразная в живописном отношении фамильная галерея Денисок-Мокосеев, находившаяся в их родовом замке в селе Берег на Волыни. Ее владельцы принадлежали, по всей вероятности, к более скромному шляхетскому сословию. Судя по манере письма, создана она была местным, провинциальным мастером, которому близки фольклорные основы художественного творчества Некоторая архаизация приемов, упрощенность рисунка, гротескная заостренность трактовки образов, открытый декоративно-сочный цвет, отличают эти портреты от пышных портретных галерей эпохи барокко, исполненных блеска и великолепия. Со второй половины XVIII века усиливается светское направление портретной живописи. Оно поддерживается распространявшимся влиянием Петербургской академии художеств, в которой обучались и украинские мастера. Изменялись общественные условия, стиль и характер жизни украинской старшины. Многие ее представители поступали на русскую службу и достигали успеха па этом поприще. Эта часть новой украинской знати усваивала великосветские манеры, меняя кунтуши на камзолы, подражая русской аристократии. В их имениях и усадьбах появлялись портреты иного стиля. Их писали уже не местные, а чаше всего столичные или иностранные художники, опиравшиеся на иные творческие принципы Побеждали светский стиль и европеизированная система живописи таковы общая эволюция и закономерный путь искусства того времени. Л. Членова, кандидат искусствоведения Приглашаем всех любителей творчества и искусства на портал HopeFish.ru. Сайт публикует материалы по географии, культуре, истории в свободном формате, без оглядок на высокие искусствоведческие стандарты и принятые классической наукой догмы восприятия. Статьи по искусству охватывают самый широкий временной диапазон и самую широкую географию. Античные традиции и средневековые направления, пропорции модерна и изыски ультрасовременных решений - всему найдётся место на портале клуба эрудитов Hopefish.
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
![]() |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|