Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Русская живопись в собрании Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаСергиево-Посадский историко-художественный музей можно смело назвать музеем Троице-Сергиевой лавры, так как фактически музей был образован из сокровищ лавры, да и долгое время занимал весь архитектурно-исторический комплекс лавры. Обычно музей-заповедник ассоциируют с иконами, произведениями декоративно-прикладного религиозного искусства, различной церковной атрибутикой, православной литературой. Однако в музее можно познакомиться и с произведениями выдающихся русских художников И. Никитина и А. Антропова, гравюрами братьев Зубовых, Г. Скородумова, акварелями Ф. Кампорези, работами советских художников-К. Юона, В. Фаворского и В. Соколова. Русская культура XVIII века, отвечая новым запросам и вырвавшись из-под опеки церкви, переживает период бурного расцвета, подготовленного всем ходом развития отечественной культуры предыдущих эпох. Основные реалистические завоевания изобразительного искусства сказались в живописи, главным образом в живописном портрете. Одним из выдающихся русских художников, заложивших основы реалистического портрета, был Иван Максимович Никитин (1690—1740), талант которого по справедливости был оценен в свое время Петром I, пославшим художника учиться за границу. Из работ Никитина в музее представлен портрет Прасковьи Федоровны, жены брата Петра I Ивана Алексеевича. Портрет является, по-видимому, одним из ранних в творчестве художника. В некоторой статичности фигуры, в плоскостности форм, в еще довольно темном колорите чувствуются отголоски парсунного письма конца XVII века. Однако талант Никитина проявляется не только в правдивой передаче внешнего облика человека, но и в выявлении его внутреннего содержания. В грузной, тяжеловесной фигуре Прасковьи Федоровны, как бы втиснутой в рамки картины, в холодном выражении голубых глаз, в упрямо сжатых губах чувствуется натура властолюбивая и деспотичная.
Творчество другого известного русского портретиста XVIII века — Алексея Петровича Антропова (1716-1795) развивалось в эпоху, когда на смену глубоко реалистическому портрету времен Петра приходит искусство, призванное прославлять и утверждать высокое социальное положение заказчика, свидетельствовать о его могуществе и богатстве, быть своего рода живописной «похвальной одой». В станковой живописи наиболее соответствовал этим требованиям парадный портрет, обязывающий художника к предвзятой точке зрения на модель. Но у Антропова условности парадного портрета не мешали главному — реалистичности образа, и в этом он был продолжателем лучших традиций русской живописи. Его полнокровное искусство питали истоки национальной культуры.
Портрет Петра III был написан Антроповым в Москве в 1762 году в связи с коронационными торжествами. По правилам парадного портрета Петр Ш представлен на фоне роскошного убранства дворцового зала, рядом на бархатной подушке — царская корона и держава, на кресле-горностаевая мантия. Нескладная фигура Петра III как бы придвинута к зрителю, но от этого она не становится более внушительной. Духовное и физическое убожество императора передано художником во всей своей очевидности. Портрет Екатерины II написан Антроповым в Москве в том же 1762 году, одновременно с портретом Петра Ш. Портрет Елизаветы Петровны представляет собой копию с оригинала, написанного придворным живописцем Л. Каравакком и, по-видимому, также принадлежит кисти Антропова, так как имеет все стилистические особенности, присущие его художественной манере. Среди иностранцев, работавших в России в XVIII веке, был художник Георг Гроот (1716 — 1749) из Штутгарта, искусство которого пользовалось большим успехом при дворе, но сколько-нибудь заметного влияния на русскую живопись не оказало.
Портрет Екатерины II написан Гроотом в бытность ее великой княгиней. Будущая императрица была представлена без атрибутов царской власти. Поэтому позднее, после коронации, на портрете были приписаны корона, скипетр и орден Андрея Первозванного. Художник придал облику Екатерины хрупкое изящество и миловидность, но лицо, обращенное к зрителю, лишено индивидуальной психологической характеристики. Автор акварелей с видами Москвы — итальянский архитектор Франческо Кампорези (1747 — 1831). Он приехал в Россию вместе со знаменитым зодчим Кваренги. Кампорези строил дома и усадьбы для московской знати, занимался декоративной живописью, в течение некоторого времени работал вместе с выдающимся русским архитектором Ф. Казаковым.
Акварели Кампорези, хранящиеся в музее, украшали вифанские кельи митрополита Платона и, очевидно, были выполнены по его заказу. Они доносят до нас не сохранившийся облик Москвы конца XVIII века. Как зодчего Кампорези, естественно, в первую очередь интересовала архитектура, все характерные особенности которой он старался запечатлеть, оживляя пейзаж стаффажными фигурками в русских национальных костюмах. В работах Кампорези замечательны виды Кремля из Замоскворечья с не сохранившимися до наших дней соборами и дворцами, набережная Москвы-реки, в то время еще деревянная. На одной из акварелей показаны Петровский дворец, построенный Казаковым в 1782 году и названный современниками за свою причудливую архитектуру «дневной иллюминацией». Кампорези изобразил также деревянный театр в Лефортове, Тверскую и Владимирскую заставы и много других достопримечательных мест города.
Л.Э.Калмыкова Дополнительная информация:
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|