Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Фрески Феофана Грека: столетия катастрофЛетом 1970 года в церкви Спас Преображения на Ильине улице в Новгороде проводила археологические раскопки экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР под руководством М. К. Каргера. В нижних частях стен здания после удаления кирпичной кладки, сделанной, вероятно, во время ремонтных работ в XVI веке, были обнаружены удивительно яркие и разнообразные по цвету фрагменты живописи XIV века. Синий, зеленый, красный цвета, золотистая охра, натуральное золото нимбов — весь этот многоголосый и сильный в своем единстве цветовой «хор» встречал некогда каждого, кто входил под своды храма. Обнаруженные археологами фрагменты фресок, долгое время пробывшие под кирпичной «броней», поразили своей яркостью, сочностью, гармонией богатой цветовой палитры. Казалось, это вовсе не тот Феофан Грек, о фресках которого обычно пишут как о монохромных, преимущественно охристо-коричневых... Первоначальная палитра росписей, несомненно, изменилась. Каковы причины этого? Прежде всего — это время, разрушавшее нестойкие краски, повышенная влажность, усилившееся в последнее столетие загрязнение воздуха сероводородом, вступающим в химическую реакцию с ртутными примесями некоторых пигментов и, наконец, пожары. Три наиболее сильные огненные катастрофы разражались в правобережной части Новгорода — на Торговой стороне – в 1508, 1541 и 1606 годах. «И никогда же в Великом Новгороде таков пожар не бывал в прежние годы, но велми был страшен», — сообщает летописец в 1508 году. А вот запись о пожаре 1541 года: «Славно (то есть Славенский конец, один из районов города. — В. К.) горело, церквей обгорело 22 и засыпася 2, Торг погорел и Великий мост сгорел». Страшным и обширным был эпицентр этой огненной катастрофы, сметавшей все на своем пути, не щадившей не только дерева, но и построек из камня. Один из этих пожаров решил и участь фресок Феофана Грека. Горел иконостас и деревянные связи — балки. Парчевые ткани, книги ризницы превращались в груды золы. От горячего воздуха накалялись стены, сыпалась штукатурка вместе с драгоценными фресками Феофана... После пожара интерьер был восстановлен, заштукатурены места утрат, промыты от копоти уцелевшие фрески. Древние мастера — реставраторы XVI века — сделали все от них зависящее, чтобы сохранить остатки росписей. Невозможно было восстановить лишь первоначальную яркость обгоревших и осыпавшихся в пожаре слоев краски. Судьбу росписей Феофана Грека разделили близкие им по времени исполнения фрески новгородской церкви Федора Стратилата на Ручью и храма в псковском Снетогорском монастыре. Пожары, бывшие и в этих зданиях, в значительной степени определили «монохромность» и их цветовой гаммы. Проходили столетия. Менялись государственные институты и правительства, рождались новые города и культуры, разрушались старые эстетические идеалы и создавались новые. Разоренный шведами в начале XVII века, опустевший и обветшавший Новгород на протяжении двух последующих столетий оставался глухой провинцией. Старели и рушились его некогда величественные храмы. Забвение постепенно уничтожало древнее искусство. Во время ремонтных работ в XVIII — XIX веках фрески Спаса были покрыты штукатуркой и забелены. Погребение под покровом равнодушия и неведения длилось более столетия. Исследование, расчистка, укрепление, реставрация фресок, начавшиеся в 1920-х годах, были прерваны начавшейся мировой войной. С лета 1941 года по январь 1944 года длилась оккупация Новгорода немецко-фашистскими захватчиками. Памятник зодчества на Ильине улице использовался ими как наблюдательный пункт. Копоть печей-времянок, «рисунки» и надписи вояк из «голубой дивизии» покрыли древнюю живопись. Пробоины от снарядов в западном и северо-западном сводах лишили фрески защиты от дождей и снега... После изгнания врага памятник древней культуры был восстановлен. Параллельно в 1945 — 1947 годах велись работы по частичной реставрации его фасадов (архитектор Л. М. Шуляк). Была промыта от копоти и укреплена фресковая живопись, хотя она, конечно, пострадала от тягот военного времени.
Сможет ли двадцать первый век отпраздновать семисотлетие фресок Феофана Грека? Будем надеяться, что не только сможет, но и сделает это - торжественно, красиво и благородно.
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|