Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Северные изразцы

Расцвет русского изразцового искусства пришёлся на XVIII век. Технология производства изразцов была отлажена и позволяла организовывать заводы и мастерские повсеместно, мода на изысканность интерьеров подталкивала спрос на яркие и красочные решения, а функциональность облицовки печей изразцами определяла востребованность этого вида керамических изделий.

Изначально изразцовые промыслы развивались ближе к центру, к Москве, но со временем открылись и северные фабрики по производству замечательной керамики, поразительной по тонкости рисунка и цельности общих решений облицовки. В Архангельском крае получили известность изразцовые промыслы Великого Устюга. Существовали производства также в Сольвычегодске и Тотьме. В Пермском крае существовал изразцовый завод в Соликамске. Северные производства не отличались масштабностью, но сохранившиеся изразцы демонстрируют высокий уровень художественного вкуса мастеров и художников.

Изразец из Великого Устюга. XVIII век
Рельефный двухцветный печной изразец.
Великий Устюг. Вторая треть XVIII века
Глина красная. 21,8х19. Эмали двух цветов. Румпа, отступающая от краев, высота 8.
Великоустюгский краеведческий музей


В течение почти всего XVIII века мастера Великого Устюга специализировались на двухтонных или многоцветных изразцах с орнаментальными, растительными, флористическими рисунками, проработанными в деталях и образующими яркие нарядные композиции. Декоративный эффект достигался за счёт рельефа, собственно роспись практически не применялась. Храмы Великого Устюга позволяют датировать начало местного производства изразцов 1730-1740 годами. Первые образцы имели тёмный фон, преимущественно зелёный, и светлый орнаментальный рисунок.

Изразцы из Великого Устюга. XVIII век
Рельефные двухцветные печные изразцы.
Великий Устюг. Вторая треть XVIII века
Глина красная. Румпа, отступающая от краев.
1 - 21 х 17. Эмали пяти цветов.
2 - 20 х 16,8. Эмали трёх цветов.
3 - 20 х 17. Эмали четырёх цветов.
Исторический музей


Сложно предполагать, носило ли производство эксклюзивный характер или изготавливались в том числе и какие-то типовые образцы. По всей видимости, в большинстве случаев комплекты изразцов предназначались для конкретных объектов, однако весьма возможно, что какие-то удачные решения повторялись. Первые изразцы выпускались в одиночном варианте рисунка, который мог образовывать общий причудливый фон при облицовке печей, но впоследствии мастера начали выпускать комплекты от двух до девяти или даже двенадцати клейм, которые создавали отдельный фрагмент сложной композиции.

Изразцы из Великого Устюга. XVIII-XIX века
Рельефные двухцветные печные изразцы.
Великий Устюг. Конец XVIII - начало XIX века
Глина красная. Румпа, отступающая от краев.
1 - 21 х 17. Эмали двух цветов. Высота 12.
2 - 21,8 х 17. Эмали двух цветов. Высота 8.
3 - 21 х 16,5. Эмали двух цветов. Высота 8.
Великоустюгский краеведческий музей


Великий Устюг в XVIII веке являлся крупным и богатым торговым городом, хотя и терявшим своё былое значение, но продолжавшим оставаться местом концентрации купеческих контор и домов. В городе было значительное количество церквей, хватало и монастырей в окрестностях. Определённо, в этом периоде недостатка в заказчиках изразцовый промысел не испытывал.

Печное клеймо из 9 рельефных многоцветных изразцов. Великий Устюг
Печное клеймо из 9 рельефных многоцветных изразцов.
Печь Спасо-Преображенской церкви в Вологде. 1768
Производство Великого Устюга.
Глина красная. 22 х 18,5. Румпы, отступающие от краев. Высота 8.


Северные изразцы
Печь Спасо-Преображенской церкви в Вологде. 1768
Ширина печи 139, высота около 270.


Постепенное развитие технологий и эстетических вкусов определило появление изразцов со светлым белым фоном и тёмными орнаментами. В рельефных рисунках мастера достигли большого совершенства и точности, а также соблюдения симметрии.

Печи Великого Устюга и всего северного региона делились по высоте на несколько ярусов. Постепенно сложилась практика украшения печей поярусными рисунками из комплектов изразцов. В частности, многоцветные клейма украшали печи церквей Сергия Радонежского в Дымковской слободе Великого Устюга и Спасо-Преображения в Вологде.

Печное клеймо из 9 рельефных многоцветных изразцов. Великий Устюг
Печное клеймо из 4 рельефных многоцветных изразцов.
Облицовка печи жилого дома Шляпиных в Великом Устюге.
Производство Великого Устюга. Третья четверть XVIII века
Глина красная. 23,4 х 15,8. Румпы, отступающие от краев.


Печное клеймо из 4 рельефных многоцветных изразцов. Великий Устюг
Печное клеймо из 4 рельефных многоцветных изразцов.
Производство Великого Устюга. Третья четверть XVIII века
Глина красная. 21,8 х 17,8. Румпы, отступающие от краев. Высота 11.
Великоустюгский краеведческий музей


Нельзя не отметить общие мотивы в изразцовых орнаментах и северодвинских росписях. Ковровый стиль заполнения фона, выделение геометрическими элементами центральных частей рисунка, общий белый фон, стилизованные растительные детали орнаментов сближают декор изразцов и росписей. В какой-то мере художники вдохновлялись оформлениями рукописных книг, с которыми, безусловно, имели возможность знакомится. Перепись книг являлась важной частью монастырской деятельности, а изразцовые решения находили сво ё применение прежде всего во внешней отделке храмов и облицовке печей.

Печь, облицованная рельефными многоцветными изразцами. Великий Устюг
Печь, облицованная рельефными многоцветными изразцами
Производство Великого Устюга. Последняя четверть XVIII века
Реконструкция С.А.Малиха по печи в настоятельском корпусе
Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге.
Ширина печи 332, высота 236.


Печь, облицованная рельефными многоцветными изразцами. Великий Устюг
Печь, облицованная рельефными многоцветными изразцами
Производство Великого Устюга. Последняя четверть XVIII века
Ширина печи 130, высота 275.
Музей декоративно-прикладного искусства ЛВХПУ им. Мухиной


Великий Устюг утратил своё значение с развитием торговых путеё через Петербург. Изразцовый промысел в целом начал увядать уже в первой половине XIX века, а к концу столетия изразцы стали скоре диковинкой, интересной этнографам и художникам – любителям старины. Эпоха Серебряного века возродила интерес к изразцам, но уже в ином ключе и с другими эстетическими предпочтениями. Впрочем, и этот всплеск оказался непродолжительным. Увы, но изразцов и печей с отделкой изразцами сохранилось немного, особенно в северном крае, где деревянные дома претерпевали частые перестройки, и нередко гибли в пожарах.

Печное клеймо из 9 рельефных многоцветных изразцов. Великий Устюг
Печное клеймо из 9 рельефных многоцветных изразцов.
Облицовка печи дома Гостевых в Великом Устюге.
Производство Великого Устюга. Последняя четверть XVIII века
Глина красная. 21 х 17,5. Эмали 4 цветов. Румпы, отступающие от краев. Высота 11


Печное клеймо из 4 рельефных многоцветных изразцов. Великий Устюг
Облицовка печи дома Гостевых в Великом Устюге.
Производство Великого Устюга. Последняя четверть XVIII века
Ширина печи 130, высота 275


Изразцы Великого Устюга дошли до нас во многом благодаря их относительной многочисленности. Судить об изделиях других промыслов можно лишь по отдельным экземплярам. Своеобразен многоцветный изразец, приобретенный Государственным музеем этнографии народов СССР в начале ХХ века в бывшей вотчине Строгановых - городе Сольвычегодске. Этот изразец является изделием местного производства и обращает на себя внимание необычной для начала XVIII века измельченностью рисунка.

Печь, облицованная рельефными многоцветными изразцами. Великий Устюг
Рельефный многоцветный печной изразец
Производство Сольвычегодска (?). Первая половина XVIII века
Глина красная. 26,2 х 25,8. Эмали 4 цветов. Высота 13.
Российский этнографический музей


В Тотьме, расположенной на полпути между Вологдой и Великим Устюгом, было свое изразцовое производство. Остатки его нашли работники местного музея в 1920-х годах на берегу реки Сухоны. К сожалению, изделий этого производства, имеющего много общего с производством Великого Устюга, сохранилось ничтожно мало.

Н.Самсонова
Иллюстрации: С.А.Малих. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.:Изобразительное искусство, 1983

Приглашаем на портал, посвящённый Архангельску и всему Русскому Северу - Архангельск.su. Помимо исторических и географических сведений портал содержит разные занимательные байки и рассказики, а также статьи, выходящие за рамки обычных сайтов с городской и туристической тематикой.


Искусственные цветы на all home Муром Служба доставки среди цветов.


• Культурные традиции   • Русское декоративное искусство   • Северные изразцы  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта