Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Северные изразцыРасцвет русского изразцового искусства пришёлся на XVIII век. Технология производства изразцов была отлажена и позволяла организовывать заводы и мастерские повсеместно, мода на изысканность интерьеров подталкивала спрос на яркие и красочные решения, а функциональность облицовки печей изразцами определяла востребованность этого вида керамических изделий. Изначально изразцовые промыслы развивались ближе к центру, к Москве, но со временем открылись и северные фабрики по производству замечательной керамики, поразительной по тонкости рисунка и цельности общих решений облицовки. В Архангельском крае получили известность изразцовые промыслы Великого Устюга. Существовали производства также в Сольвычегодске и Тотьме. В Пермском крае существовал изразцовый завод в Соликамске. Северные производства не отличались масштабностью, но сохранившиеся изразцы демонстрируют высокий уровень художественного вкуса мастеров и художников.
В течение почти всего XVIII века мастера Великого Устюга специализировались на двухтонных или многоцветных изразцах с орнаментальными, растительными, флористическими рисунками, проработанными в деталях и образующими яркие нарядные композиции. Декоративный эффект достигался за счёт рельефа, собственно роспись практически не применялась. Храмы Великого Устюга позволяют датировать начало местного производства изразцов 1730-1740 годами. Первые образцы имели тёмный фон, преимущественно зелёный, и светлый орнаментальный рисунок.
Сложно предполагать, носило ли производство эксклюзивный характер или изготавливались в том числе и какие-то типовые образцы. По всей видимости, в большинстве случаев комплекты изразцов предназначались для конкретных объектов, однако весьма возможно, что какие-то удачные решения повторялись. Первые изразцы выпускались в одиночном варианте рисунка, который мог образовывать общий причудливый фон при облицовке печей, но впоследствии мастера начали выпускать комплекты от двух до девяти или даже двенадцати клейм, которые создавали отдельный фрагмент сложной композиции.
Великий Устюг в XVIII веке являлся крупным и богатым торговым городом, хотя и терявшим своё былое значение, но продолжавшим оставаться местом концентрации купеческих контор и домов. В городе было значительное количество церквей, хватало и монастырей в окрестностях. Определённо, в этом периоде недостатка в заказчиках изразцовый промысел не испытывал.
Постепенное развитие технологий и эстетических вкусов определило появление изразцов со светлым белым фоном и тёмными орнаментами. В рельефных рисунках мастера достигли большого совершенства и точности, а также соблюдения симметрии. Печи Великого Устюга и всего северного региона делились по высоте на несколько ярусов. Постепенно сложилась практика украшения печей поярусными рисунками из комплектов изразцов. В частности, многоцветные клейма украшали печи церквей Сергия Радонежского в Дымковской слободе Великого Устюга и Спасо-Преображения в Вологде.
Нельзя не отметить общие мотивы в изразцовых орнаментах и северодвинских росписях. Ковровый стиль заполнения фона, выделение геометрическими элементами центральных частей рисунка, общий белый фон, стилизованные растительные детали орнаментов сближают декор изразцов и росписей. В какой-то мере художники вдохновлялись оформлениями рукописных книг, с которыми, безусловно, имели возможность знакомится. Перепись книг являлась важной частью монастырской деятельности, а изразцовые решения находили сво ё применение прежде всего во внешней отделке храмов и облицовке печей.
Великий Устюг утратил своё значение с развитием торговых путеё через Петербург. Изразцовый промысел в целом начал увядать уже в первой половине XIX века, а к концу столетия изразцы стали скоре диковинкой, интересной этнографам и художникам – любителям старины. Эпоха Серебряного века возродила интерес к изразцам, но уже в ином ключе и с другими эстетическими предпочтениями. Впрочем, и этот всплеск оказался непродолжительным. Увы, но изразцов и печей с отделкой изразцами сохранилось немного, особенно в северном крае, где деревянные дома претерпевали частые перестройки, и нередко гибли в пожарах.
Изразцы Великого Устюга дошли до нас во многом благодаря их относительной многочисленности. Судить об изделиях других промыслов можно лишь по отдельным экземплярам. Своеобразен многоцветный изразец, приобретенный Государственным музеем этнографии народов СССР в начале ХХ века в бывшей вотчине Строгановых - городе Сольвычегодске. Этот изразец является изделием местного производства и обращает на себя внимание необычной для начала XVIII века измельченностью рисунка.
В Тотьме, расположенной на полпути между Вологдой и Великим Устюгом, было свое изразцовое производство. Остатки его нашли работники местного музея в 1920-х годах на берегу реки Сухоны. К сожалению, изделий этого производства, имеющего много общего с производством Великого Устюга, сохранилось ничтожно мало. Н.Самсонова Приглашаем на портал, посвящённый Архангельску и всему Русскому Северу - Архангельск.su. Помимо исторических и географических сведений портал содержит разные занимательные байки и рассказики, а также статьи, выходящие за рамки обычных сайтов с городской и туристической тематикой. Искусственные цветы на all home Муром Служба доставки среди цветов.
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|