Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Северодвинские росписи

Берега Северной Двины издавна становились прибежищем для всех недовольных, а также землей уединения для тех, кто искал спокойного места дла жизни по своим правилам. Старообрядцы и осевшие на Русском Севере поляки, крестьянские переселенцы и перебравшиеся к месту торговли купцы - все вносили в размеренный уклад северодвинской жизни что-то свое. Одним из важных вкладов стало достаточно активное распространение искусства переписи книг. Монастыри и пустыни, а также старообрядческие общины активно писали, переписывали, оформляли книги. И одним из важнейших мест в этом процессе отводилась мастерам-писцам.

Искусства росписи в северодвинских селах развились из традиций книжного рукописного издания. Рукописные книги являлись не просто текстовыми переписями начисто, они оформлялись с помощью различных декоративных приемов, снабжались иллюстрациями, красивыми винетками, заглавными буквами. Мастера-переписчики привнесли этот декораторский дух в повседневную жизнь, начав расписывать утилитарные предметы, придавая легкость и праздничность суровому в целом быту.
Традиция украшения утвари и повседневных предметов зародилась одновременно с человечеством. Даже на первых глиняных тарелках доисторические цивилизации оставляли зарубки и волнистые узоры. Соединение техники книжной графики с творческими идеями северодвинских мастеров создало уникальные росписи, узнаваемые и не вышедшие из моды даже спустя столетия.

Обычно северодвинские росписи принято подразделять на три большие группы. Это Пермогорская, Борецкая и Ракульская росписи. Борецкая роспись включает в себя еще две подруппы (кроме собственно Борецкой) - это Пучужская роспись и Тоемская роспись. Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

В XIX веке росписи превратились в семейное дело, которым занимались целые кланы, тонкости художественного стиля передавались от старшего поколения к младшему. А некоторые мастера становились настолько известными, что их расписные изделия заказывали заранее, желая непременно получить авторскую работу именно этого художника.

Говоря о русских северных промыслах, нужно заметить, что обычным материалом для росписей становилось дерево или береста. Деревянная посуда, деревянные прялки и предметы домашнего обихода, берестяные туеса, берестяные лари и сундучки, шкатулочки - все то, что женщины и сегодня любят выбирать "с цветочками", изготавливалось из двух самых доступных и дешевых (дармовых) материалов. У росписи по дереву и бересте есть своя специфика, заключающаяся прежде всего в цвете материала. И береста, и дерево дают различные оттенки желтых, бежевых тонов. Ряд мастерских по росписи предпочитал основу белить (белофонная роспись). Возможно, это тоже своеобразная отсылка к рукописным книгам, к творчеству на бумаге. Другие художники работали прямо по дереву и бересте, которые являлись в этом случае уже готовым, тонированным и фактурным фоном для рисунка.

В яркости рисунка и выборе преобладающего красного цвета помимо чисто эстетических целей крылся и некоторый практический расчет. В ежедневной эксплуатации и береста, и дерево подвергаются воздействию воды, трения, перепадов влажности, механическим нагрузкам. Для сохранения декоративности предмета в таких условиях предпочтительнее яркие, контрастные узоры, которые даже чуть стеревшись, остаются заметными и позволяют предмету росписи оставаться нарядным долгое время. Не следует забывать и о том, что в суровом климате Русского Севера, особенно зимой, преобладают холодные бело-серо-черные тона, поэтому в повседневной жизни хотелось теплых, ярких красок, напоминающих о лете, о солнечном свете.

Все северодвинские росписи - это прежде всего сложные и простые стилизованные флористические узоры, орнаменты, бордюры. Листья и цветы, побеги и целые кусты переплетаются, создавая декоративный и нарядный, но композиционно выверенный ковер. Довольно часто в растительный узор включается изображение сказочных птиц. В росписи отводится значительное место различным бытовым и жанровым сценкам. Прежде всего это изображения всадников и катания в повозках и санях. Некоторые росписи прялок дополняются стеклянными и зеркальными вставками.

Самые ранние дошедшие до нас расписные северодвинские изделия датируются серединой XVIII века, и в этих изделиях уже прослеживается сложившийся стиль и мастерство художников. Можно предположить, что к этому времени художественные промыслы уже существовали какое-то время. В ряде рисунков и орнаментов, особенно геометрических - с использованием треугольных и ромбических элементов - специалисты усматривают связь с традиционными узорами резьбы по дереву, известной на Двине с древнейших времен. Мастера росписи использовали старинные художественные идеи на новый лад, пытаясь сохранить символику предыдущих эпох.

Пермогорская роспись

Центр художественного промысла - село Пермогорье.
Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. Основу сначала выбеливали, затем наносили узор. Основной цвет рисунка - ярко-красный. Детали изображения обводятся по контуру черным. Обводка выполнялась гусиным пером - причем желательно в одно движение, в одну естественную свободную линию. Дополнением к узору служат желтый и зеленый цвета.


Бурак. Пермогорская роспись. 1811.


Бурак. Пермогорская роспись. Начало 20 века.
Мастер Егор Максимович Ярыгин.


Бурак
Пермогорская роспись. Середина 19 века.


Фрагмент росписи бурака. Пермогорская роспись. Середина 19 века.

Борецкая роспись

Центр художественного промысла - село Борок.
Белофонная роспись с преобладанием узоров красного цвета. Борецкие мастера использовали для украшения ряда предметов, в основном, конечно, прялок, сусальное золото, известно, что такие прялки стоили довольно дорого и подчас покупались в качестве дорогого и долгоиграющего подарка. У Борецких прялок характерная форма лопасти прялки - две круглые серьги и нарядная фигурная ножка. Сюжетно роспись таких прялок весьма традиционна - золотые окна с цветами, сказочные птицы в центре и внизу сцена катания. Кроме прялок сохранилось большое число самых разнообразных предметов, покрытых борецкой росписью. Это не только настольная посуда и утварь, не только коробочки и шкатулочки, но и вместительные ларцы, подголовники, даже массивные сундуки, сплошь покрытые борецкими узорами.


Бурак. Борецкая роспись. 1823.


Лицевая сторона прялки. Борецкая роспись.

Пучужская роспись

Центр художественного промысла - село Пучуга.
Пучужские росписи вероятнее всего "отпочковались" от борецких, став своего рода художественным экспериментом, но впоследствии переведя найденные новаторские приемы в традиционные. В конце XIX - начале XX века пучужские мастера были известны поименно. Наиболее известными мастерами являлись художники Кузнецов Филипп Фёдорович и его сын Кузнецов Фёдор Филиппович.

Пучужская роспись
Франмент росписи прялки "Катание".
Пучужская роспись. Начало 20 века.

Пучужская роспись
Лопасть прялки. Пучужская роспись. Начало 20 века.
Мастер Фёдор Филиппович Кузнецов

Тоемская роспись

Центр художественного промысла - село Нижняя Тойма.
Тоемская роспись - это прежде всего прялки. Особенностью тоемских расписных прялок является токарная точеная ножка. А также использование зеркалец на лопасти, обращенных к пряхе. Тоемский промысел был наименее развитым, но все же отличительные узнаваемые черты тоемской росписи позволяют выделить ее в отдельный тип северодвинских росписей.

Тоемская роспись
Лопасть прялки. Тоемская роспись. Начало 20 века.
Мастер Василий Иванович Третьяков

Ракульская роспись

Основное место в ракульских росписях занимает благородный чуть приглушенный желтый цвет. Этот цвет сочетается с естественным цветом не беленного фона. Кроме повсеместно популярного красного, в ракульской росписи широко используется темный лесной зеленый цвет. Строгая цветовая гармония и сдержанность - отличительная особенность ракульской росписи.

Ракульская роспись
Набируха для ягод и фрагменты её росписи.
Ракульская роспись. Середина 19 века.
Мастер Дмитрий Фёдорович Витязев.

Источник: © Т.Селянинова, 2010, портал Тойма.рф
Фото: "Народная роспись Северной Двины". Автор-составитель Круглова О.В.



• Культурные традиции   • Русское декоративное искусство   • Северодвинские росписи  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта