Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Русская набойкаТехнология окраски тканей набивным способом с помощью специальных досок была известна с древности. В России набивное дело было известно уже в Х веке. О высоком уровне красильного производства в России в XVI веке есть свидетельство английских путешественников. Они показывали своим соотечественникам, едущим в Россию, обратить внимание на красильни, ознакомиться с материалами, там применяемыми, и привести нужные образцы. Особого совершенства искусство набойки достигло в XVI — XVII веках. К сожалению, от этого времени уцелели лишь небольшие, сильно изношенные п довольно выгоревшие куски ткани. Но узоры на них говорят о богатстве орнамента, о прекрасной технике печати. В те годы для набойки чаще всего использовали грубую льняную ткань, а узор обычно печатали масляной краской. Чаще всего краска была черной, ее вырабатывали из древесной сажи, Несколько реже встречалась красная краска, полученная из марены и червеца, и синяя, изготовленная пз дубовой коры. Орнамент набойки XVII века можно условно разделить на два вида. Простой мелкий геометрический орнамент строился пз самых простых фигур — квадратов, гороха, звездочек и т. д. Образцами таких набоек являются ткани с синими «птицами» и с синими «дорогами», набойка в синюю клетку и др. Подобные рисунки печатались с досок, узор на которых был выпуклым, а фон углубленным. Такая ткань называлась набойкой. Другим видом орнамента были несколько грузные, пышные растительные узоры, почти сплошным ковром покрывающие всю ткань. Элементы этого узора состоят из фантастических пышных цветов, замысловатых листьев и сплетающихся стеблей. Тканей с таким орнаментом сохранилось довольно много. Большинство из пих напечатано черной масляной краской досками, где фон делался рельефным и покрывался краской, а узор был углубленным и оставался белым. Эта ткань называлась выбойкой.
В XVIII веке произошли значительные изменения в характере орнамента русской набойки. В первую очередь обращает на себя внимание большая легкость и изящество всего орнамента в целом и отдельных его деталей. Фон стал менее загруженным, что придало узору прозрачность и хрупкость. В коллекциях музеев имеется большое количество подобных образцов выбойки XVIII века с красным мареновым фоном. В XVIII веке кроме цветочного орнамента широкое распространение в крестьянской набойке получили светские мотивы. Узоры набойки этих тканей состояли из цветочных гирлянд, перевязанных лентами, из гирлянд горностаевого меха и белых страусовых перьев.
В XIX веке характер русской набойки вновь изменился. Узор стал более строгим и мелким. Снова стали модными простые геометрические и цветочные орнаменты. Излюбленным цветом был кубовый (темно-синий), получивший название от куба, в котором разводили краску. Для печати набойки применяли два способа. При прямой печати на синий фон окрашенной ткани узор набивали масляной краской, чаще всего белой. Другой способ-резерва — более сложный. На белую ткань воском и глиной набивали узор. Затем ткань опускали в куб. После окраски воск и глину, защищавшие рисунок от краски, смывали. Получалась синяя ткань с белым узором. Набойка XIX века наиболее полно сохранилась благодаря искусству северных областей России. Уникальные набивные ткани производились в Каргопольском районе Архангельской области. Выпускались даже образцы — полосы холста с различными набивными рисунками. Это был своеобразный альбом для выбора узора. Из сохранившихся самый впечатляющий пример такого альбома - 10-метровая полоса с 55 рисунками, хранящаяся в Троице-Сергиевом историко-художественном музее.
Одноцветная кубовая набойка с белым узором была распространена и в районах реки Пинеги. Там даже самые сложные орнаменты исполнялись очень четко, с большим мастерством (сарафан «крапчатый» работы Обросовой) . Набойка районов реки Мезени более груба и небрежна по исполнению, но зато она выигрывает многоцветностью узора (сарафан с желудями из деревни Мелосполье) . Яркие узоры покрывают набойки районов реки Вычегды. Особое распространение там имела так называемая сургучная набойка. Исключительный интерес представляют набойки Калининской области с кубовым фоном и белым узором. О разнообразии узоров можно судить по богатой коллекции набивных досок (более 200 образцов), которые были вывезены из мастерской набойщика С. Г. Пимешкова. В начале XX века ручная набойка еще широко применялась в крестьянском быту. Ее использовали на столешники, одеяла, пологи, наматрасники, из нее шили мужские рубахи, сарафаны, юбки. Вплоть до 1920-1930-х годов набивочные мастерские пытались конкурировать с промышленными производствами и текстильными фабриками, однако удешевление промышленного производства при значительно большем выборе рисунков и тканей покончили с древним ремеслом ручной набойки ткани. Известным современным центром набойки остаётся Павловский Посад Московской области, успешно развивающий лучшие традиции этого вида искусства. Только здесь изготовляются редчайшие по красоте знаменитые на весь мир павловские платки. Беспредельная творческая фантазия художников создает поразительные по богатству пышные цветочные композиции. Сочные по цвету, они исполняются на самых различных фонах-черных, красных, синих, зеленых, голубых, оранжевых, желтых, белых. Яркие контрастные сочетания усиливают цветовую насыщенность. Источники:
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|