Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Кижский погостКультовые сооружения по архитектурным и художественным достоинствам представляет собой памятники деревянного зодчества. В них народный зодчиЙ мог полнее и ярче раскрыть свои замыслы, проявить своё художественное дарование. Церковь, особенно в северных малолюдных землях, долгое время являлась не только местом богослужений. В ней происходили приходские собрания, читались царские указы, в трапезных помещениях прихожане ожидали начала обедни, при церквях размещались приходские школы - единственная возможность получения образования для детей на значительных территориях. Во время воины церковь становилась защитоЙ — укрытием от врага. Древнейшая церковь возникла из простейшего сруба-клети. Сходство таких церквеЙ с жилыми постройками можно видеть на примере древнейшей из сохранившихся русских церквей — Лазаревской церкви Муромского монастыря. Так как церковь требует большей площади, чем жилище, стали ставить многоугольные срубы. Таким образом появились cpубы-восьмерки с приделами, пристройками. Перекрытием в таких церквях служили шатры, рубленные из бревен в виде пирамиды, с тесовой кровлей. Позже появились церкви «крещатые», то есть в плане напоминающие крест, и ярусные, состоящие из ряда постепенно уменьшающихся срубов, поставленных один на другой. Постепенно культовая архитектура стала приобретать черты монументальности и грандиозности. Трапезные строили в виде галерей, опоясывающих здание с трех сторон. Появились новые типы шатров, церквей с ярусным верхом и с многоглавым завершением. Храмы ставились в большинстве своем на открытых, высоко расположенных и легко обозреваемых местах. Ha фоне широких далей равнинного пейзажа или невысокой жилой застройки селений они приобретали особенную выразительность и величавость. Внутреннее убранство деревянных церквей отличалось простотой и лаконичностью, все подчинялось единому архитектурному замыслу. Каждая архитектурная и декоративная деталь имела свое художественное и религиозное назначение. Среди общего убранства церкви особое место отводилось иконостасу как одному из главных средств религиозного воздействия на верующих. Иконостас украшали живописью, скульптурой, великолепной резьбой по дереву и орнаментальной росписью. Неизгладимое впечатление производят церкви Заонежья. Недаром Север называют сокровищницей русского деревянного зодчества. Здесь в краю лесов и необозримых озер, не знавшем крепостничества и разорительных нашествий, сложилась «деревянная классика». Известный исследователь народной архитектуры Севера Р. М. Габе писал: «Кому пришлось бывать на Севере и смотреть глазами художника на произведения народного зодчества, будь то высокое стройное церковное здание или внушительных размеров изба, или крохотный амбар, могут сказать, что они испытали чувство восхищения. И если говорить о самобытности русского северного церковного зодчества, то в такой же степени самобытно и зодчество крестьянских изб, так как творцы его были одни и те же». (Р.М. Габе. «Карельское деревянное зодчество», 1941.) К числу самых выдающихся памятников деревянной архитектуры Севера принадлежит Кижский погост. Трудно найти подобный архитектурный ансамбль, где строительная фантазия и богатство форм были бы выражены с такой полнотой и щедростью.
Ансамбль Кижского погоста составляют три здания. Главное сооружение ансамбля — двадцатидвухглавая Преображенская церковь (1714 г.), неподалеку от нее расположена десятиглавая Покровская церковь (1764 г.) и колокольня с шатровым перекрытием (1874 г.). По углам высокой деревянной ограды, обложенной гранитовыми валунами, стоят рубленые сторожевые башни. Они подчеркивают суровость погоста, напоминая старинную крепость. Здания, входящие в Кижский погост, различны по архитектурным формам и построены они в разное время. Тем не менее строившие его мастера сумели добиться полной гармоничности и совершенства постройки. Преображенская церковьПреображенская церковь поражает сложностью композиции и декоративностью архитектурных форм. Пожалуй, нет другого сооружения, где бы с такой образной силой и техническим совершенством были воплощены патриотические и эстетические идеи эпохи. Преображенский собор строился в суровые годы войны со шведами, в пору, когда труд многих поколений подговил появление этого необычайного сооружения. Единство архитектурных форм, монументальность храма как бы выражают могучее единение, силу и мужество русского народа.
По своей конструкции церковь представляет собой восьмигранный сруб с четырьмя прирубами, на который поставлены еще два последовательно уменьшающихся восьмерика. К основному объему с западной стороны примыкает галерея с парадным двусторонним крыльцом. На конструктивной основе в виде пирамидальной формы располагаются четыре яруса главок. Многоярусную постройку здания венчает большая глава. Каждый элемент здания подчеркивает динамичность общей композиции, усиливает впечатление стремительного взлета сооружения. Богатый резной декор крыльца и главок храма, отделанных узopным осиновым лемехом, придает зданию нарядный и приветливый вид. Внутренние помещения цервей соответствуют величию их наружного вида. Строгую простоту и сдержанность придают массивные бревна стен, широкие половицы, крепкие устои дверных проемов, украшенные несложной резьбой, доски-«тябла» на потолке, расписанные растительным узором. Естественная природная красота отесанного соснового дерева придает интерьеру самобытную, ни с чем несравнимую прелесть. При украшении главное место отведено иконостасу. Золоченая резьба в виде виноградных лоз с причудливыми стеблями и листьями на красных и синих фонах, как ажурное золоченое кружево, окаймляет иконы. С большим искусством выполнены массивные деревянные подсвечники, украшенные орнаментальной росписью, и деревянная скульптура, изготовленная в технике невысокого рельефа. Покровская церковьПокровская церковь существенно отличается от Преображенской. Она проще и меньше размерами, но ансамбль сооружения является ее художественным достоинством, позволяющим отнести ее к совершенным образцам русской деревянной архитектуры. На четверике церкви возвышается восьмерик с кровлей той же формы. Восемь главок располагаются по углам восьмерика, а одна, самая большая,— в центре. Девять главок как единый архитектурный ансамбль удивительно гармонируют с многоглавием Преображенского храма.
Резьба столбов, балясин и причелин крыльца делает нарядным вход в церковь. Хотя само помещение и сильно изменилось по сравнению с первоначальным видом, интерьер в целом сохранил колорит, типичный для древнего деревянного храма: светлое просторное помещение, вдоль стен расположены массивные лавки с резной опушкой, старинный иконостас, который можно встретить на Севере во многих деревянных культовых постройках. Колокольня Кижского погостаКолокольня Кижского погоста была построена во второй половине прошлого столетия на месте ранее стоявшей колокольни, ввиду ветхости частично разобранной. Несмотря на поздние влияния, чуждые народному деревянному зодчеству (обшивка стен досками, полуциркульный верх окон и дверей, сделанный в подражание каменной архитектуре), колокольня красива слиянием разных тенденций, образующих новые стилистические формы. Архитектурный ансамбль в Кижах виден издалека. Леса и озера, раскинувшиеся вокруг, дополняют величие сооружения. Стройный по пропорциям, богатый по архитектурной пластике, он является выразителем замечательных традиций русского деревянного зодчества. Ныне Кижский погост стал архитектурным заповедником, куда из разных мест Заонежья и частично южной Карелии перевезены памятники деревянной архитектуры — старинные церкви, часовни, избы и хозяйственные постройки. Десятки тысяч людей с благоговением вступают на былинные земли Заонежья, чтобы любоваться несказанной красотой дерева. В своей «Книге скитаний» Константин Паустовский говорит: «Я видел много озер с водой цвета олова, дышал запахом корья, пропитавшим всю Карелию, слушал старую сказительницу из Заонежья, чьи песни рождались из северной ночи и северной женской тоски, видел нашу деревянную Флоренцию - церкви и монастыри, плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано и осталось нам от тех времен, когда первозданная тишина еще не нарушалась ни одним пороховым взрывом. Я ни на минуту не терял ощущения этой страны, погруженной в рассеянный северный свет». Деревянная архитектура Севера — это национальная гордость русского народа, свидетельство высокой одаренности и мастерства народных умельцев. И.Лямин. «Вторая жизнь дерева». М. - изд-во «Лесная промышленность», 1970
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|