Дизайн-формула: Идеи для создания красивого пространства  
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
Дизайн формула



Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство


Эрмитаж. От дворцового павильона к национальному музею

Самым первым европейским собирателем, пожалуй, можно назвать герцога Бургундского — Берри Иоанна Французского (1340-1417 гг.). Сохранилась опись имущества герцога Берри, составленная в 1416 г. А в этой имущественной описи указаны монеты и медали античного происхождения, которые к XIV веку уже потеряли всякую материальную ценность: на них ведь уже ничего невозможно было купить. Зато античные монеты приобрели ценность историческую.

Папа Римский Лев Х увлеченно коллекционировал античные статуи, которые у него были размещены в особом, закрытом для посторонних глаз дворике. А присматривать за статуями Папа поручил гениальному художнику Рафаэлю.

В Европе средних веков коллекционированием занимались преимущественно лица королевских фамилий. Но вот когда наступила эпоха Ренессанса — эпоха Возрождения, сразу у очень многих богатых людей проснулся интерес к прошлому. И среди всех коллекционеров и собирателей богатый итальянский род Медичи был на первом месте. Из всех Медичи особенно прославился Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный. Медичи обладали огромным состоянием и большим количеством хорошо составленных коллекций гемм, медалей, гобеленов, икон, живописи, скульптуры, редких книг. Для своих коллекций Медичи строили специальные павильоны. В 1743 году почти все собрания семьи были переданы государству.

Во многих странах Европы вспыхнул интерес и к естественнонаучным коллекциям. Один из первых в Европе гербариев собрал в Падуе Лука Гини (1460-1556 гг.) Конрад фон Геснер (1516-1565 гг.), основал одну из старейших в мире коллекцию животных. Часть этого собрания и сегодня хранится в Базельском Музее естественной истории.

С конца XIV начала XV веков произошел постепенный переход от бессистемного собирательства к созданию таких собраний, для которых намеренно приобретают только надлежащие предметы. Папа Юлий П и французские кардиналы Мазарини и Арман Жан дю Плесси Ришелье обладали различными видами коллекций. Император Карл V и французский король Людовик XIV собирали различные удивительные редкости.

Слово «музей» в то время в Европе не употреблялось. Вместо него место хранения коллекций называлось «кабинетом редкостей», «камерой», «кунсткамерой», «пинакотекой» или «галереей».

Самая знаменитая кунсткамера Европы была основана в 1560 году в Дрездене курфюстом Августом I Саксонским. Эта кунсткамера занимала семь залов1 Чего в ней только не было. Астрономические приборы, весы, циркули, зеркала, мелкая пластика из алебастра, бронзы, воска и гипса. Портреты и картины на библейские темы, носовые украшения кораблей, морские раковины и табакерки, нос меч-рыбы и чубуки из дерева и слоновой кости, книги, гравюры с видами античных развалин и современных городов, архитектурные модели и макеты, коллекции минералов...

В Россию идею кунсткамеры привёз, разумеется, Пётр Первый, который основал подобный музей и в Петербурге, который со временем занял целое здание. Екатерининская эпоха сталаточкой отсчёта множества собраний, впоследствии составивших гордость и славу различных музеев.

Во дворце Екатерины II название «Эрмитаж» поначалу относилось лишь к одному дворцовому павильону, пристроенному по желанию царицы к Зимнему дворцу в 1767 году. «Эрмитажами» назывались увеселительные собрания, которые императрица устраивала для небольшого круга своих придворных. Иногда развлечения устраивались и для большего количества дворян и знати-— такие собрания назывались «большими» и «малыми эрмитажами».

Эрмитаж — слово французское, переводится, как «уединенный уголок» или «жилище отшельника». А так как первый увеселительный павильон был одновременно и первым хранилищем коллекций императрицы, то слово «Эрмитаж» в дальнейшем стало синонимом всего дворцового музея.

Эрмитаж
Эрмитаж

Датой основания Эрмитажа принято-считать 1764 год, когда прибыла в Петербург крупная партия картин, приобретенная Екатериной II. Эта коллекция положила начало систематическому собирательству Екатерины и всех дальнейших русских императоров.

Екатерина II добивалась славы «просвещенного монарха» и щедрого мецената и не скупилась на покупки произведений искусства. Она приобрела за 40 тысяч рублей у герцога Орлеанского самую большую и значительную по своей ценности коллекцию камей, особенно античных, которые пользовались мировой славой. По заказу Екатерины изготовляли изящные резные камни лучшие мастера Европы. И в конце XVIII века в Эрмитаже находилось уже свыше 10 тысяч гемм!

Екатерина II писала в письме: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера почти четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания... знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова...» Екатерина так любила свои камни, что, уезжая на лето в Царское село, она увозила их с собой.

Свои вклады в собрание Эрмитажа делали почти все члены императорского дома. В частности, Александр III выкупил у Жозевины Богарне, жены Наполеона Бонапарта, собрание живописи, которое являлось одним из лучших на тот момент в Европе.

Вот уже третье столетие на берега Невы в Эрмитаж стекаются лучшие произведения искусства со всего мира. Сейчас в музее находится 20 тысяч произведений живописи, более 12 тысяч скульптур, свыше 600 тысяч гравюр и рисунков, более полумиллиона археологических артефактов, более 300 тысяч памятников прикладного искусства и более миллиона монет и медалей.

Дополнительная информация:
 •  Цикл публикаций о Зимнем Дворце и залах Эрмитажа




• Культурные традиции   • Русская архитектура   • Эрмитаж. От дворцового павильона к национальному музею  
 
  Творческие идеи Стильный дом Красивый ландшафт Модный дизайн История искусств Культурные традиции Арт ассорти  
  Формула дизайна © «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства.
Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы.
Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне,
история искусств и культурные традиции.
Контакты
Услуги
Профайл
Карта сайта