Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
Творческие идеи Имя громкое. Козьма ПрутковКнижная графика Н.В.КузьминаИллюстрации В.М.Конашевича к сказкам ПушкинаМедведи на КамчаткеМозаика Божья Матерь Оранта для Ново-Соловецкой Марчуговской пустыниНеформальный подход к каменному полуИнтерьер храма. Проект росписиСтильный дом Деревянные решетки для радиаторовМозаичное панно-ковер из натурального камняПриродный камень - экологично, безопасно, красивоДвери ар-нуво или как банальное сделать прекраснымЛестница в загородном домеДеревянная лестница и разные стили интерьераРимская мозаикаНеобыкновенная смальтаСмальта - цветное стеклоЦвет и стиль керамической плиткиПаркетные полы серии ВинтажИстория искусств Людвиг ван Бетховен. Увертюры и симфоническая поэмаРафаэль. Росписи Ватиканского дворцаТициан и античностьПикассо и античностьОснователь стиля «неогрек» Лео фон КленцеКамилла Клодель: скульптура, любовь, разочарованиеАльбер МаркеФантазии Маурица ЭшераЕвропейское изобразительное искусство в 1930-е годы. Имена, направления, общества.Мозаика - искусство великой империиСмальта - историческая ретроспективаМодный дизайн Природный камень в интерьере. Гармония классики сегодняРоль дизайна в ремонте квартирыСмальта - россыпь цвета в кусочках стеклаНастенные часы по эксклюзивному дизайнуТкани модернаНапольная плитка из природного камняСтрогость и минимализм – современный стиль деревянных лестницМатериалы для мозаикиКрасивый ландшафт Цветник по правиламБлагоустройство загородного участка: подготовка и планированиеПланируем отдых в садуСадовая беседкаВолшебный мир детства на садовом участкеОднолетники в горшкеПрекрасные флоксыТрапеза под открытым небом ТосканыCадовые скамейкиОформление бордюра ирисами и примуламиКультурные традиции Русская архитектураРусское изобразительное искусствоРусское декоративное искусствоРусское настроениеСоветское искусство | Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам Пушкина.Прозрачные акварели мастера.Мы открываем книгу и попадаем в чудесную страну, созданную иллюстратором. Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963), известный ленинградский график, сделал радостные, красочные и веселые рисунки к сказкам Пушкина. Художник сумел рядом провести еще одну нить сказания немного ироничный сюжет в иллюстрациях, где разыгрывается как бы театральное действо со сказочными героями. Хорошие рисунки, как и интересные мысли, не рождаются без усердия и трепетного, чуткого отношения к материалу, без активного противодействия обыденным штампам. Откуда у Владимира Михайловича столь легкая, высветленная акварельная линия, прекрасное знание классических приемов построения сюжета? Этому предшествовали долгие годы работы. Художник вместе с С. Чехониным и Н Тырсой принимал участие в отделке Юсуповского дворца в Петербурге, работал помощником хранителя Павловского музея, иллюстрировал классиков: И. С. Тургенева, А. А. Фета, а в 1920 году оформлял детские книги: «Мальчик-с-пальчик» Шарля Перро, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Нос» Е. Шварца. Смешливые прыгающие человечки, а в сущности, похожие на нас мальчики и девочки, разыгрывают веселый спектакль рядом с текстом, иногда играя с ним как с нарисованным домиком, прячась, кокетливо выглядывая из-за пузатого самовара. Художник делает текст частью изображения. Интересно то, что, иллюстрируя сказки Пушкина, Конашевич не показывает нам сам момент, когда совершается волшебное перевоплощение, и приковывает внимание к уже совершенному. Простота решения удивляет знатока и приводит в восторг неискушенного юного читателя. Все здесь как будто бы чуть-чуть несерьезно, забавно. Это ли не самое удивительное умение создавать в графике иллюзию непосредственности, свойственной детскому восприятию. А в обычной жизни — многочасовой ежедневный труд, томительная сосредоточенность над каждой черточкой, способность творить не только по вдохновению, а по обязанности перед собой, не страшась трудностей и неудач. Владимир Михайлович писал позже о своих детских увлечениях как о переживании, поиске и познавании. Интересно и весело было запускать в небо змеев Потом захотелось стать моряком и совершить кругосветное путешествие он строил модели кораблей, яхт, фрегатов. Затем начал увлекаться астрономией, изучал карту звездного неба, Вселенной. Обогащение внутреннего мира маленького человека происходило и благодаря музыке. «Небесные сферы» вымысла озвучивала скрипка, ставшая впоследствии любимым музыкальным инструментом художника. Пыл исследования своих способностей был привнесен после в рисование, где пригодились и знание парусных фрегатов, космическая фантазия, понимание гармонии между звучащим словом и графической линией. Юношеские увлечения в дальнейшем помогали Владимиру Михайловичу. В рисунках не должно быть ошибок а художник помнил основные конструкции кораблей, машин, музыкальных инструментов. Воспоминания окрыляли его фантазию, питали новыми идеями. «Сказка о рыбаке и рыбке» была первой сказкой Пушкина, которую начал иллюстрировать художник по просьбе С. М. Алянского – руководителя издательства писателей в Ленинграде, а затем редактора «Детской литературы» э Москве. Они не первый год работали вместе, хорошо понимали друг друга. Алянский часто подсказывал ему интересные сюжеты. Подлинными творческими удачами совместного труда стали иллюстрации к английским и французским песенкам, к произведениям К. И. Чуковского, о которых они порой жарко спорили.
Сборник пушкинских сказок с иллюстрациями В. М Конашевича издан лишь после его смерти, в 1965 году. Конашевич стремился передать русский дух пушкинских строк. Все здесь, по мысли художника, должно напоминать о Древней Руси: и костюмы, и типажи, и архитектура. В «Сказке о царе Салтане» прекрасная Царевна-Лебедь показывает нам заморские чудеса, в которых все узнаваемо и близко: как весело грызет орешки белочка, как встречает молодого царя народ в новом граде, как верно служат ему морские богатыри. Мы представляем себе все это богатство в конкретных бытовых реалиях: пиршественных столах с роскошными яствами, в красочном убранстве царских хором, которые соединены с условным фоном и пейзажами бескрайних морских далей, златоглавых городов и создают эпичность образа, так отвечающую духу поэмы. Иное настроение угадывается в «Сказке о Золотом петушке». Загадочная Шамаханская царица пленяет нас восточной красотой, Золотой петушок напоминает фигурный флюгер на одной из башен царского терема, с нескрываемым сарказмом изображает художник царя Додона и весь его двор. Вместо детальной разработки сцен мы видим многофигурные композиции или отдельные пейзажи с несколькими персонажами. Для художника важнее показать сказочность настроения каждой строки стихотворения. Поэтому так завораживает нас звездная мгла над дворцом, соединяющаяся в нашем представлении с мрачной тенью рокового волшебства Шамаханской царицы. Иллюстрации звучат как хор, объединенный радужными сочетаниями красок в одеждах людей, в рисунке городских шпилей и крыш. Пестрое полотно повествования составляют присказки, повторяющиеся волшебные слова, заклинания. Художник сохраняет и подчеркивает особенности текста: подобно тому как повторяются в иллюстрациях встречи с гостями в палатах у царя Гвидона, как не раз выплывает Золотая рыбка и наряднее становятся хоромы старухи, одна за другой шествуют рати к загадочному шатру. Как набегающие друг за другом неутомимые волны, рисунки меняются чередой. Художника привлекает возможность с помощью кисти и красок показать преображения героев. Воскресает прекрасная красавица — и все одинаково нарядно: суровый тихий лес, где покоится пещера с хрустальным гробом царевны, и фигура царевича Елисея. Через всю русскую землю промчался он на верном коне, чтобы узнать, где его невеста. Особенной загадочностью в сказках Пушкина обладают волшебные предметы: говорящее зеркало, наливное яблочко, волшебная палочка. Они принадлежат добрым и злым силам, вступающим в противоборство. Закончена работа, и совершается еще одно превращение: художник теряет власть над своими образами. Объединенные в книгу, они отправляются в мир. Иллюстрации Конашевича - искусство сложных музыкальных ритмов, тонких графических линий, юмора, поэзии и иронии. В.Конашевич входил в несколько замечательных творческих содружеств. В 30-е годы вместе с Е. Шварцем, Л. Юдиным, Д. Хармсом, Г. Левиным он работал в детских журналах «Чиж» и «Еж». Содружество это было обогащено выдумкой, первым изобретением книжки-самоделки для малышей. Позднее складываются близкие отношения художника с К. И. Чуковским, чьи книги он неоднократно иллюстрировал, с С.Я.Маршаком. Художник много размышлял о природе детской иллюстрации, писал о ее особенностях, психологии ее восприятия. Облик иллюстрируемых книг рождался как отражение многообразия творческих задач, которые он с неизменной последовательностью ставил перед собой, не считаясь с их сложностью. Определив свой путь, и настоящую, обычную свою жизнь он творил как сказочный художник. А. Потыкалова Из писем В. Конашевича С. Алянскому. 1961 — 1962.Посылаю три разворота к «Царю Салтану». Уверен, что Вы представляли себе все это по-иному. Мне тоже представлялось не так издали, когда я еще не начинал работать. Но то, что я сделал, меня удовлетворяет. Даже в некоторых моментах радует. Как видите; здесь нет разлюли русского стиля, но думаю, что Русью пахнет... В моих рисунках должны сказаться три момента. Во-пгрвых, русский дух (он у меня сказывается в архитектуре, костюмах, типах); во-вторых, то, что иллюстратор — современный художник и именно я: это налицо; и, в-третьих, Пушкин — его стиль и его время (классицизм): стиль сказывается в ясности и четкости моей манеры, а время (пушкинское) больше всего в орнаменте (рамках, которые перекликаются с рукоделием тех, кто эти сказки рассказывал). ...«Сказка о Золотом петушке», если ее лишить сарказма и эпичности, брала бы совсем мрачной. Сначала погибают два сына царя Додона и две рати. А кончается сказка не свадьбой, как принято, а двумя смертями: погибают Додон и Звездочет. Да еще и Шамаханская царевна исчезает! Места для оптимизма как будто нет. Но я избежал мрачности... «Золотой петушок» сделан совсем по-другому, не так, как «Царь Салтан». Эго Вы могли заметить по тем рисункам, который видели. И в той и в другой сказке много волшебства, но в «Царе Салтане» это волшебство благожелательное, на пользу всем, - это колдовство светлое. В «Золотом петушке» же волшебство мрачное, роковое, гибельное для всех. И Звездочет, и Шамаханская царица, и петушок — все из какой-то страшной, дьявольской, что ли, страны. Я ее всюду символизирую красками черного неба со звездами. Это ночное, мрачное с<небо» появляется иногда среди бела дня, но ничего не поделаешь: это же сказка. И гще отличие: в «Царе Салтане» рассказана судьба нескольких человек приключения князя Гвидона, его матери. А в «Золотом петушке» участвуют в действии массы: войска, народ. Последние три рисунка намеренно похожи по композиции. Они излагают цепь событий, идущих одно за другим: в одном рисунке народ приветствует царя, во втором — убийство Звездочета, в третьем народная тревога, ужас: даже кони боятся! Источник: «Юный художник» №6 1990, стр. 24-26.
|
Творческие идеи | Стильный дом | Красивый ландшафт | Модный дизайн | История искусств | Культурные традиции | Арт ассорти |
© «Дизайн-формула», 2010-2025. Идеи для создания красивого пространства. Представление предметов интерьера. Познавательные и образовательные материалы. Творческие направления, стилистика дома, модные тренды в интерьере и дизайне, история искусств и культурные традиции. |
Контакты Услуги Профайл Карта сайта |
|